Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Башаркиной Н.Н., судей Старковой А.В. и Козлова О.А.
при секретаре судебного заседания Шаминой Е.С.,
с участием Министерства социальной политики Нижегородской области
С.К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н. дело
по апелляционной жалобе Администрации городского округа города Шахунья Нижегородской области
на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 06 ноября 2015 года
по иску Кукушкиной Н. П., действующей от имени и в интересах Кукушкина А. А., к Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Кукушкина Н.П., действующая от имени и в интересах Кукушкина А. А., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Кукушкину А.А. на состав семьи два человека благоустроенное жилое помещение в городском населенном пункте г. Шахунья городского округа город Шахунья Нижегородской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям с учетом права Кукушкина А.А. на дополнительную площадь.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Шахунского районного суда Нижегородской области ее сын Кукушкин А.А., проживающий вместе с ней по адресу: "адрес", признан недееспособным.
Сын Кукушкиной Н.П. является инвалидом первой группы и нуждается в постоянном постороннем уходе. Проведенной амбулаторной судебнопсихиатрической экспертизой было установлено, что ее сын страдает психическим расстройством в форме олигофрении в степени имбецильности, что лишает его способности понимать значение своих действий и руководить ими.
Распоряжением Администрации Шахунского района Нижегородской области N 509-р от 03.09.2012 года ее назначили опекуном над сыном. Постановлением Администрации Шахунского района N 486 от 30 октября 2002 года она вместе с сыном поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Шахунья. Постановлением Администрации г. Шахунья Нижегородской области от 13 апреля 2009 года N 38 ее сын Кукушкин А.А. в связи с совершеннолетием поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Шахунской центральной районной больницей, справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной областной психиатрической больницей N 1 г. Н.Новгорода, справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области филиал N 27", справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ НО Шахунская центральная района больница, Кукушкин А.А. является инвалидом первой группы, имеет заболевание, включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378.
Кукушкина Н.П. имеет право, как и ее сын на предоставление на внеочередное предоставление дополнительной жилой площади, так как отдельное проживание сына невозможно.
В декабре 2014 года Кукушкина Н.П. обратилась к ответчику Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области с просьбой оказать помощь на приобретение жилья.
В течение 2015 года она неоднократно обращалась в Администрацию, на что ей сообщали, что вопрос будет решен.
23 июля 2015 года истица обратилась к главе Администрации с заявлением на предмет решения вопроса, а именно либо предоставить жилье, либо предоставить выплату на приобретение жилья.
28 июля 2015 года ответчиком в удовлетворении ее просьбы было отказано по причине отсутствия свободных муниципальных жилых помещений.
Данный отказ истица считает необоснованным, в связи с чем просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Определением Шахунского районного суда Нижегородской области от 24 сентября 2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 06 ноября 2015 года исковое заявление Кукушкиной Н.П., действующей от имени и в интересах Кукушкина А.А. к Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма удовлетворено частично.
На Администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области возложена обязанность предоставить Кукушкину А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте г. Шахунья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 39 кв.м. общей площади.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Шахунья Нижегородской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Ответчик считает, что возложенная на него обязанность по предоставлению во внеочередном порядке истице жилого помещения противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов жалобы, заслушав С.К.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (п. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Таким образом, договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
Из материалов дела следует, что решением Шахунского районного суда от 04 июля 2002 года Кукушкин А.А. был признан недееспособным. Решение суда вступило в законную силу 15 июля 2002 года.
В соответствии с распоряжением Администрации Шахунского района Нижегородской области от 03 сентября 2002 года N 509-р была установлена опека над недееспособным Кукушкиным А.А., опекуном назначена мать Кукушкина Н.П.
Кукушкин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства, имеет первую группу инвалидности бессрочно, данное обстоятельство подтверждается справкой N 0008194303, выданной 01.03.2006 года ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" по Нижегородской области.
Постановлением Администрации Шахунского района Нижегородской области N 486 "О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилищных условий в г. Шахунье" от 30 октября 2002 года, истица Кукушкина Н.П. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из состава семьи 2 человека.
В соответствии с Постановлением Администрации города Шахунья Нижегородской области N 38 от 13 апреля 2009 года Кукушкин А.А., в связи с достижением совершеннолетия был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с учетом очередности занимаемой его матерью Кукушкиной Н.П.
Из справки Областной психиатрической больницы N 1 ВСМЭ психоневрологического профиля N 1 серии МСЭ-2001 N 4852105 от 17 марта 2004 года Кукушкину А.А. установлена первая группа инвалидности. Причина инвалидности - инвалид с детства, который нуждается в постоянном постороннем уходе и надзоре.
В соответствии со справкой ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области" филиал N 27 серии МСЭ-2006 N 0008194303 от 01 марта 2006 года Кукушкину А.А. повторно установлена первая группа инвалидности. Причина инвалидности - инвалид с детства.
Согласно справке "МУЗ Шахунская центральная районная больница" N 639 от 26 ноября 2012 года Кукушкин А.А., в соответствии с постановлением правительства РФ N 817 от 21.12.2004 года п. 2 и постановления N 378 от 16.06.2006 года N 3, имеет право на дополнительную жилую площадь, данное заболевание относится к тяжелым формам хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
На основании изложенных обстоятельств суд пришел к верному выводу, что Кукушкин А.А. относится к категории лиц, перечисленных в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", поставленный на учет на улучшение жилищных условий, до 01 января 2005 года, и не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением.
Данный вывод суда сторонами не оспаривался.
Учитывая изложенные обстоятельства, и тот факт, что Кукушкин А.А. до настоящего времени не обеспечен отдельным жилым помещением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований его опекуна Кукушкиной Н.П. о возложении обязанности на Администрацию городского округа города Шахунья о предоставлении недееспособному Кукушкину А.А. жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права на дополнительную площадь. При этом суд определяя размер подлежащей предоставлению общей площади жилого помещения обоснованно исходил из того, что решением Совета депутатов Городского округа город Шахунья от 25.01.2013 года N 13-13 норма предоставления площади по договору социального найма определена из расчета 13 кв.м. общей площади на одного человека.
Между тем в апелляционной жалобе Администрация городского округа города Шахунья выразила несогласие с решением суда, так как является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с возложением обязанности по обеспечению указанной выше категории граждан на федеральные органы исполнительной власти.
Судебная коллегия отклоняет данный довод жалобы ответчика по следующим мотивам.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 55, статья 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), закрепляет лишь особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" учет установленных частью 1 статьи 13 настоящего Закона категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью Администрации, в связи с чем Администрации городского округа города Шахунья Нижегородской области является надлежащим ответчиком по делу и на нее правомерно судом возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке по договору социального найма Кукушкину А.А. благоустроенного жилого помещения в городском населенном пункте г. Шахунья городского округа город Шахунья Нижегородской области.
Вместе с тем определяя размер площади жилого помещения, который ответчик обязан предоставить Кукушкину А.А. по договору социального найма суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение должно предоставляться из расчета на инвалида, страдающего хроническим заболеванием и членов его семьи с учетом дополнительной жилой площади, полагающейся гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Как было указано выше ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, но не членам их семьи.
Как достоверно установлено из материалов дела Кукушкина Н.П. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 30), следовательно жилой площадью обеспечена.
Изложенные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, а также факт обеспеченности Кукушкиной Н.П. жилым помещением на праве собственности, судом учтены не были, в связи с чем решение суда в части определения площади жилого помещения подлежащего предоставлению в пользу Кукушкина А.А. подлежит изменению.
Учитывая норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из расчета не менее 13 кв.м. на человека, установленную решением Совета депутатов Городского округа город Шахунья от 25.01.2013 года N 13-13, судебная коллегия приходит к выводу, о возложении обязанности на Администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области предоставить Кукушкину А.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в черте г. Шахунья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом его права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 26 кв.м. общей площади.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 06 ноября 2015 года изменить в части размера площади благоустроенного жилого помещения подлежащего предоставлению Кукушкину А.А.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области предоставить Кукушкину А. А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте г. Шахунья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 26 кв.м. общей площади.
В остальной части решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.