Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дороднова Г.И.,
судей Бушминой А.Е., Ворониной Т.А.
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием представителя Администрации городского округа "адрес" ФИО2 "адрес" - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО5 в порядке апелляционного производства
дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Бор Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области 02 сентября 2015 года,
по делу по заявлению Администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа города Бор Нижегородской области обратилась в суд с заявлением о признании предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным.
В обоснование заявленных требований Администрация городского округа город Бор Нижегородской области указала, что в период с 13 по 16 апреля 2015 года Отделом государственного пожарного надзора по г.Бор проводилась проверка соблюдения на территории городского округа г.Бор обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
14 мая 2015 года Отделом надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области в отношении администрации городского округа г. Бор вынесено Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 73/1/73.
Администрация городского округа города Бор с данным Предписанием не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку СниП, указанные в предписании не подлежат применению как содержащие обязательные требования пожарной безопасности, технический регламент о требованиях пожарной безопасности и Своды правил содержащие требования пожарной безопасности не относятся к нормативным правовым актам РФ, устанавливающим обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Администрация городского округа города Бор Нижегородской области просила суд признать незаконным Предписание N 73/1/73 от 14 мая 2015 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 02 сентября 2015 года заявленные требования Администрации городского округа города Бор Нижегородской области удовлетворены частично. Признаны незаконными: пункт 2 Ямновский сельский совет д.Тугарино, территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 4 Ямновский сельский совет д.Вязилки, территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 5 Останкинский сельский совет д.Пионерское, территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 7 Останкинский сельсовет, "адрес", территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 15 Линдовский сельский совет п.совхоза Сормовский пролетарий, территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 26 Кантауровский сельсовет д.Зуево, территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 27 "адрес", территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности; пункт 21 Ситниковский сельсовет, "адрес", установленный в населенном пункте телефон привести в рабочее состояние; пункт 22 Ситниковский сельсовет, "адрес", установленный в населенном пункте телефон привести в рабочее состояние; пункт 25 Кантауровский сельсовет, д.Зуево, установленный в населенном пункте телефон привести в рабочее состояние; пункт 19 Редькинский сельсовет п. ФИО1, для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 30 метров)-индивидуальные жилые дома по "адрес"; пункт 16. "адрес" Коммуны, для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров)- "адрес" (жилые дома), квартал N (жилые дома); пункт 20, д.Сосновка, для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров); пункт 28 "адрес", для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 50 метров) - "адрес", МАУ ФОК "Кварц" им.Щукина.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа город Бор Нижегородской области просила изменить решение Борского городского суда Нижегородской области от 02 сентября 2015 года в части и принять по административному делу новое решение, признав Предписание N 73/1/73 от 14 мая 2015 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа город Бор Нижегородской области Гельфанова Ю.И. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, что не является преградой для рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя Администрации городского округа город Бор Нижегородской области Гельфанову Ю.И., проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" установлено, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 ГПК РФ, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с п. 8, п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, закреплены в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к ним, в том числе относятся включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены следующие понятия:
15) объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
36) противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Положениями п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Первичные меры пожарной безопасности в силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" включают в себя, в том числе:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
В силу ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы: 1) противопожарные стены; 2) противопожарные перегородки; 3) противопожарные перекрытия; 4) противопожарные разрывы; 5) противопожарные занавесы, шторы и экраны; 6) противопожарные водяные завесы; 7) противопожарные минерализованные полосы.
В соответствии со ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты (за исключением жилых, общественных зданий, детских и спортивных площадок) при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств (лесопарков);
б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Применение свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности определены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Требования пожарной безопасности также закреплены в Строительных нормах и правилах СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", согласно пункту 5* таблицы 2 приложения 1 которого предусмотрено, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее - 15 м.
Согласно Уставу муниципального образования городского округа город Бор Нижегородской области к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п.11 ч.2 ст.10 Устава); Администрация осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п.11 ч.2 ст.43 Устава); в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности (ч.10 ст.64 Устава).
Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения главного государственного инспектора по городскому округу город Бор Нижегородской области по пожарному надзору N 73 от 6.04.2015 года в период с 13 апреля 2015 года по 16 апреля 2015 года Отделом надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области проведена внеплановая проверка соблюдения на территории городского округа г. Бор обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, отраженные в Акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 23 апреля 2015 года N 73.
14 мая 2015 года Отдел надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области вынес в адрес Администрации городского округа г. Бор Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 73/1/73, в соответствии с которым Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно Предписанию N 73/1/73 от 14 мая 2015 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно:
- пункты 1; 8 - источник наружного противопожарного водоснабжения оборудовать площадкой (пирсом) с твердым покрытие в населенных пунктах д.Тугарино Ямновского сельского совета; п.Рустай Останкинского сельского совета;
- пункт 17 произвести ремонт четырех пожарных гидрантов п.Память Парижской Коммуны сельсовет Память Парижской Коммуны;
- пункты 2; 4; 5; 7; 15; 26; 27 - территорию населенного пункта, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности - в населенных пунктах д.Тугарино Ямновского сельского совета; д.Вязилка Ямновского сельского совета; д.Пионерское Останкинского сельского совета; п.Ватомский Останкинского сельского совета; п.совхоза Сормовский пролетарий Линдовского сельского совета; д.Зуево Кантауровского сельсовета; г.Бор;
- пункты 3; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 16; 18; 19; 20; 23; 24; 28 - для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров, 30 метров, 50 метров) в населенных пунктах д.Вязилка Ямновского сельского совета; п.Ватомский Останкинского сельского совета; п. Керженец Краснослободского сельского совета; д.Пикино Краснослободского сельского совета; п.Пионерский Краснослободского сельского совета; д.Рябинки Краснослободского сельского совета; д.Сунгурово Краснослободского сельского совета; п.совхоза Сормовский пролетарий Линдовского сельского совета; п.Память Парижской Коммуны сельсовет Память Парижской Коммуны; д.Жуковка сельсовет Память Парижской Коммуны; п.Чистое Борское Редькинского сельсовета; д.Сосновка Редькинского сельсовета; д.Петухово Кантауровского сельсовета; д.Зуево Кантауровского сельсовета; г.Бор;
- пункты 21; 22; 25 - установленный в населенном пункте телефон привести в рабочее состояние в населенных пунктах п.Нагорный и п.Глубинный Ситниковского сельсовета; д.Зуево Кантауровского сельсовета.
Удовлетворяя частично заявленные требования и признавая незаконными пункты 2, 4, 5, 7, 15, 26, 27, 21, 22, 25, 19, 16, 20, 28 суд первой инстанции сослался на ч.2 ст.51 ГПК РФ и указал, что постановлением N 288 от 14 мая 2015 года Администрация городского округа г. Бор привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа; вступившим в законную силу решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 27 июля 2015 года постановление N 288 от 14 мая 2015 года отменено. В связи с чем вступившее в законную силу решение суда от 27 июля 2015 года является обязательным для рассмотрения данного спора.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ:
2. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
4. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
На основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Вместе с тем, решением судьи Борского городского суда Нижегородской области от 27 июля 2015 года, на которое сослался суд первой инстанции, разрешая настоящее дело, отменено постановление N 288 от 14 мая 2015 года о привлечении Администрации городского округа г. Бор к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и дело направлено на новое рассмотрение в Отдел надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области.
При этом в решении судьи от 27 июля 2015 года какие-либо обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела не установлены. В решении судьи от 27 июля 2015 года указано, что в обжалуемом постановлении от 14 мая 2015 года о привлечении Администрации городского округа г. Бор к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, не указано какими доказательствами подтверждается вывод должностного лица о виновности Администрации городского округа г. Бор; протокол об административном правонарушении не является первичным доказательством совершения административного правонарушения; в нарушение п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства изложены неполно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права, а также неправильно применил нормы материального права, что в силу п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и в соответствии с п.2 ст.309 КАС РФ судебная коллегия полагает необходимым решение суда по настоящему делу отменить полностью и принять по делу новое решение.
Согласно пунктам 1 и 8 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно источник наружного противопожарного водоснабжения оборудовать площадкой (пирсом) с твердым покрытие в населенных пунктах д.Тугарино Ямновского сельского совета; п.Рустай Останкинского сельского совета.
В силу пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 органами местного самоуправления городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Необходимость обустройства пирса предусмотрена п. 9.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009), согласно которому водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Отсутствие в населенных пунктах д.Тугарино Ямновского сельского совета и в п.Рустай Останкинского сельского совета площадки (пирса) с твердым покрытие у источников наружного противопожарного водоснабжения подтверждается материалами дела, и не оспаривается сторонами.
Поскольку д.Тугарино Ямновского сельского совета и п.Рустай Останкинского сельского совета являются сельскими населенными пунктами, то к обязанностям Администрации городского округа г. Бор относится создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, включая оборудование площадок (пирсов) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что пункты 1 и 8 Предписания Отдела надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области по устранению нарушений требований пожаренной безопасности N 73/1/73 от 14 мая 2015 года являются законными, поэтому в удовлетворении требований Администрации городского округа г. Бор о признании данных пунктов незаконными следует отказать.
Согласно пункту 17 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года Администрации городского округа г. Бор необходимо произвести ремонт четырех пожарных гидрантов п.Память Парижской Коммуны сельсовет Память Парижской Коммуны.
В силу ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся, в том числе, наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
На основании ст.126 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное оборудование, в том числе пожарные гидранты, должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров.
Согласно ч.1 ст.127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Пунктом 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Согласно ч.10 ст.64 Устава муниципального образования городского округа город Бор Нижегородской области в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности при содержании пожарных гидрантов установлено, что в нарушение законодательства о пожарной безопасности четыре пожарных гидранта в п.Память Парижской Коммуны сельсовета Память Парижской Коммуны находятся в неисправном состоянии, что не оспаривается Администрацией городского округа г. Бор.
Нахождение указанных пожарных гидрантов в неисправном состоянии является нарушением п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
При таких обстоятельствах пункт 17 Предписания Отдела надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области по устранению нарушений требований пожаренной безопасности N 73/1/73 от 14 мая 2015 года являются законными, поэтому в удовлетворении требований Администрации городского округа г. Бор о признании незаконным п.17 указанного Предписания следует отказать.
Согласно пунктам 2; 4; 5; 7; 15; 26; 27 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно территорию населенных пунктов д.Тугарино Ямновского сельского совета; д.Вязилка Ямновского сельского совета; д.Пионерское Останкинского сельского совета; п.Ватомский Останкинского сельского совета; п.совхоза Сормовский пролетарий Линдовского сельского совета; д.Зуево Кантауровского сельсовета; г.Бор, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми домами), очистить от горючих отходов, мусора и сухой растительности.
В соответствии с п.77, п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), необходимо предусматривать удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что в населенных пунктах д.Тугарино Ямновского сельского совета; д.Вязилка Ямновского сельского совета; д.Пионерское Останкинского сельского совета; п.Ватомский Останкинского сельского совета; п.совхоза Сормовский пролетарий Линдовского сельского совета; д.Зуево Кантауровского сельсовета; г.Бор не обеспечена очистка территории от горючих отходов, мусора и сухой растительности.
Поскольку непринятие своевременных мер по обеспечению очистки от горючих отходов, мусора и сухой растительности территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей в случае распространения пожаров, то не имеется оснований для признания незаконными пунктов 2; 4; 5; 7; 15; 26; 27 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года.
Доводы Администрации городского округа г. Бор о том, что субъектами ответственности по п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации является руководитель организации, у которой в собственности либо владении находится соответствующий объект (здание, строение, сооружение и прилегающие к ним территории), что ответственность за очистку территорий общего пользования населенных пунктов от горючих отходов, мусора, сухой растительности предусмотрена нормами Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, судебная коллегия отклоняет, так как Закон Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" и Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа город Бор Нижегородской области, утвержденные решением Совета депутатов городского округа г. Бор Нижегородской области от 13.12.2013 N 98 регулируют отношения, связанные с благоустройством и надлежащим содержанием территории городского округа, в том числе территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам, и не могут являться основанием для освобождения Администрации городского округа г. Бор от выполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к которым относится очистка территории от горючих отходов, мусора и сухой растительности, в границах указанных в предписании населенных пунктов.
Согласно пунктам 21, 22, 25 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно установленный в населенном пункте телефон привести в рабочее состояние в населенных пунктах п.Нагорный и п.Глубинный Ситниковского сельсовета; д.Зуево Кантауровского сельсовета.
Первичные меры пожарной безопасности в силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" включают в себя, в том числе обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
В соответствии с п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Вместе с тем в нарушение указанной нормы установленные в населенных пунктах п.Нагорный и п.Глубинный Ситниковского сельсовета; д.Зуево Кантауровского сельсовета телефоны находятся в нерабочем состоянии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Администрацией городского округа г. Бор.
Поскольку необходимость обеспечения работоспособности телефонных аппаратов на территории поселений является обязанностью непосредственно того органа местного самоуправления, в сфере ответственности которого находится соответствующее поселение, то пункты 21, 22, 25 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года являются законными, а требования Администрации городского округа г. Бор о признании указанных пунктов незаконными удовлетворению не подлежат.
Доводы Администрации городского округа г. Бор, что неисправные стационарные телефонные аппараты не находятся в собственности муниципального образования, устанавливались оператором, оказывающим универсальные услуги связи на территории Нижегородской области; что администрация не устанавливала таксофоны на территории данных населенных пунктов, не является организацией, обслуживающей телефонные аппараты, не является собственником средств связи, не финансирует содержание последних; что администрация обеспечивает связь с населенными пунктами посредством развития сотовой связи и экстренной связи со старостами населенных пунктов, которые включены в систему единой дежурно-диспетчерской службы, судебная коллегия отклоняет, так как данные обстоятельства не являются основаниями для несоблюдения требования п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Кроме того, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, к каковым в силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относится обеспечение связи и оповещения населения о пожаре, на основании п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относится к вопросам местного значения городского округа. Таким образом, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пунктам 3; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 16; 18; 19; 20; 23; 24; 28 предписания N 73/1/73 от 14 мая 2015 года Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно для населенных пунктов, расположенных в лесном массиве, необходимо выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров, 30 метров, 50 метров) в населенных пунктах д.Вязилка Ямновского сельского совета; п.Ватомский Останкинского сельского совета; п. Керженец Краснослободского сельского совета; д.Пикино Краснослободского сельского совета; п.Пионерский Краснослободского сельского совета; д.Рябинки Краснослободского сельского совета; д.Сунгурово Краснослободского сельского совета; п.совхоза Сормовский пролетарий Линдовского сельского совета; п.Память Парижской Коммуны сельсовет Память Парижской Коммуны; д.Жуковка сельсовет Память Парижской Коммуны; п.Чистое Борское Редькинского сельсовета; д.Сосновка Редькинского сельсовета; д.Петухово Кантауровского сельсовета; д.Зуево Кантауровского сельсовета; г.Бор.
В соответствии с п.5* таблицы 2 приложения 1 к СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ - не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.
Изложенные требования являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых в силу вышеуказанных правовых норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым выступает администрация г. Бор.
Вместе с тем требования СНиП 2.07.01-89* распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, которые в указанной редакции введены в действие с 20.05.2011 года, однако отделом надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области не представлено доказательств, когда построены объекты (здания и сооружения), от которых не соблюден противопожарный разрыв до лесного массива.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязанность по соблюдению противопожарных и иных правил и нормативов лежит на собственниках земельных участков и землепользователях земельных участков, прилегающих к лесному массиву.
Из материалов дела следует, что Администрация городского округа г. Бор не является собственником или землепользователем земельных участков, на которых расположены объекты (здания и сооружения), от которых не соблюден противопожарный разрыв до лесного массива, а также в силу норм Лесного кодекса РФ не является собственником земель лесного фонда, и следовательно, не вправе распоряжаться и осуществлять какую-либо деятельность на указанных участках, в том числе не вправе самостоятельно произвести устройство противопожарного разрыва до лесного массива в тех размерах, которые установлены предписанием.
Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на Администрацию городского округа г. Бор влечет нарушение ее законных прав и интересов.
Поэтому предписание N 73/1/73 от 14 мая 2015 года в части пунктов 3; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 16; 18; 19; 20; 23; 24; 28, согласно которым Администрации городского округа г. Бор необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно для населенных пунктов, расположенных в лесном массиве, необходимо выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива) не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и нарушает права и законные интересы Администрации городского округа г. Бор, что влечет удовлетворение заявленных требований в части признании незаконными пунктов 3; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 16; 18; 19; 20; 23; 24; 28 предписания Отдела надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области N 73/1/73 от 14 мая 2015 года
Таким образом, решение Борского городского суда Нижегородской области 02 сентября 2015 года по настоящему делу подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым подлежат признанию незаконными пункты 3, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 23, 24, 28 Предписания Отдела надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области по устранению нарушений требований пожаренной безопасности N 73/1/73 от 14 мая 2015 года. В удовлетворении остальных требований Администрации городского округа город Бор Нижегородской области следует отказать.
Руководствуясь ст.309, ст.310 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Борского городского суда Нижегородской области 02 сентября 2015 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконными пункты 3, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 23, 24, 28 Предписания Отдела надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области по устранению нарушений требований пожаренной безопасности N 73/1/73 от 14 мая 2015 года.
В удовлетворении остальных требований Администрации городского округа город Бор Нижегородской области отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.