Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 января 2016 г. по делу N 33а-140/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО6,
судей: ФИО7
при секретаре ФИО4
с участием заявителя ФИО1, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе последнего на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 г., согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании бездействия командира указанной воинской части и начальника 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанного с непредставлением к увольнению с военной службы и необеспечением жилым помещением по социальным нормам по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО5, объяснения заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части N с мая 2009 года до обеспечения жилым помещением, и в ноябре 2014 г. военно-врачебной комиссией признан негодным к военной службе.
Считая, что необеспечением жилым помещением и непредставлением его к увольнению с военной службы нарушаются его права, ФИО1 обратился с заявлением в суд, в котором просил признать такое бездействие начальника 1-го отдела ЗРУЖО и командира войсковой части N незаконными, обязать указанных лиц, соответственно, обеспечить его жилым помещением в г. Москве и представить его к увольнению с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе, а также взыскать с указанных должностных лиц судебные расходы в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с судебным решением в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование своих доводов, ссылаясь на ст. 55, 56, главу 25 ГПК РФ, утверждает, что ответчиками не представлены доказательства принятия мер по обеспечению его жилым помещением и увольнению с военной службы, в то время как он имеет право на внеочередное обеспечение жильем.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие его извещения со стороны ЗРУЖО о внесении изменений в учетные данные о количестве членов семьи, подлежащих обеспечению жильем.
По мнению ФИО1, вывод суда о том, что обязанность исключения из списков личного состава воинской части в течение 1 месяца относится только к военнослужащим, уволенным с военной службы, противоречит требованиям п. 15 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Заявитель считает, что он не может и не должен представлять никаких дополнительных документов в ЗРУЖО, поскольку все необходимые документы уже находятся в жилищном органе.
По утверждению автора жалобы, суд оставил без внимания, что он стоит на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 3 человека в избранном месте жительства, в связи с чем предоставление ему квартиры, общей площадью 36 кв.м. не соответствует требованиям закона.
ФИО1 полагает, что утверждение представителя ЗРУЖО о его уклонении от получения уведомлений не соответствует действительности, так как в суде было установлено получение такого уведомления в июне 2015 года.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия исходит к следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого Федерального закона.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (далее - Закон) и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 заключил контакт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., с февраля 2008 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, выведен в распоряжение воинского должностного лица в связи с организационно-штатными мероприятиями до обеспечения жилым помещением с последующим увольнением с военной службы.
Таким образом, ФИО1 является военнослужащим, которому гарантировано обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в вышеуказанном порядке, то есть до увольнения с военной службы, и он без его согласия не может быть уволен с нее без предоставления жилья.
Согласно рапорту от 9 апреля 2015 г. ФИО1 просил уволить его с военной службы на основании подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а также выразил несогласие на увольнение без обеспечения его и членов его семьи жилым помещением.
Из материалов дела следует, что к тому моменту, а именно 25 ноября 2014 г. ФИО1 признан негодным к военной службе.
Как правильно указал в решении суд первой инстанции, согласно п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подп. "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" п. 1 и подп. "в", "д", "е.1" и "е.2" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что, ФИО1, состоящий на учете нуждающимся в жилых помещениях, просил обеспечить его жилым помещением до увольнения с военной службы и возражал против такого увольнения без предоставления жилья.
В силу ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, что означает фактическое прекращение с военнослужащим воинских правоотношений.
Таким образом, поскольку ФИО1, признанный в установленном порядке нуждающимся в получении жилья, своего согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением не давал, у командования отсутствовали законные основания для представления его к увольнению, тем более по тому основанию, которое заявитель не выбирал.
Именно к такому правильному выводу пришел суд первой инстанции, обоснованно указав, что в силу п. 15 ст. 34 Положения требование об исключении из списков личного состава воинской части в течение 1 месяца относится исключительно к военнослужащим, в отношении которых уже издан приказ об увольнении.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 13 Инструкции военнослужащие, при их согласии или несогласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган, соответственно, согласие с предоставлением распределенного жилого помещения либо отказ от его предоставления.
Вышеизложенные положения нормативно-правовых актов свидетельствуют о том, что жилые помещения военнослужащим предоставляются в порядке очередности, а военнослужащий приобретает право выразить свое отношение к предоставляемому жилому помещению исключительно после распределения ему этого жилья.
По делу установлено, что ФИО1 и члены его семьи (всего в количестве 3 человек) на основании ордера, выданного ФИО1 13 ноября 1998 г., зарегистрированы по месту жительства в двухкомнатной квартире, общей площадью 50,9 кв.м., расположенной в г. Тамбове.
С учетом данных обстоятельств предложение ЗРУЖО предоставить документы для решения жилищного вопроса следует признать обоснованным.
Законность данного требования подтверждается также обращением самого ФИО1 в 1-ый отдел ЗРУЖО с заявлением о внесении в Единый государственный реестр военнослужащих изменений, связанных с составом его семьи (л.д. 121).
Из материалов дела усматривается, что по данным на 6 мая 2015 г. ФИО1 стоит на учете нуждающихся с составом семьи 1 человек, и 20 февраля 2015 г. ему было распределено жилое помещение в г. Москве, общей площадью 36 кв.м. Подтвердив данный факт, ФИО1 не представил каких-либо документов, подтверждающих свое согласие либо несогласие с получением указанного жилья.
Учитывая изложенные обстоятельства, у командования отсутствовала необходимость представить доказательства совершения действий, направленных на увольнение ФИО1 с военной службы, а ЗРУЖО представило доказательства принятия мер по обеспечению заявителя жильем.
Таким образом, ФИО1 состоит в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и им не оспариваются какие-либо действия должностных лиц, связанные с внесением изменений в его учетные данные, с очередностью обеспечения жильем, распределением конкретного жилья.
Принимая это во внимание, а также учитывая, что действующее законодательство не содержит установленных сроков обеспечения граждан жильем, а лишь определяет порядок обеспечения таковым, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что каких-либо охраняемых законом прав заявителя не нарушено, в связи с чем обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 обусловлены ошибочным толкованием норм материального и процессуального права, а законных оснований для отмены либо изменения судебного решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО6
Секретарь судебного заседания
ФИО4
1 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.