Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 февраля 2016 г. по делу N 33а-244/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1 и его представителя ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2015 г., согласно которому отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" (далее - Военный университет) капитана 2 ранга ФИО1 об оспаривании действий начальника Военного университета и директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее ДЖО МО РФ), связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела ФИО1 проходит военную службу по контракту в Военном университете с 1 сентября 2014 г. и осуществляет наем жилого помещения в г. Москве.
В соответствии с решением Московского гарнизонного военного суда от 13 февраля 2015 г. на директора ДЖО МО РФ возложена обязанность по рассмотрению заявления ФИО1 от 21 октября 2014 г. о предоставлении служебного жилого помещения.
Поскольку ДЖО МО РФ 3 июля 2015 г. отказал ФИО1 во включении в список на предоставление служебного жилого помещения и ему с 1 сентября 2014 г. по 30 сентября 2015 г. не выплачивается денежная компенсация за наем жилья, административный истец, полагая, что этим нарушаются его права, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать ДЖО МО РФ включить его и членов его семьи в список на получение служебного жилого помещения, а начальника Военного университета выплатить ему указанную денежную компенсацию.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе ФИО1, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит данное судебное решение отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, со ссылкой на п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, считает, что им представлены все необходимые документы, подтверждающие его необеспеченность служебным жилым помещением, в то время как ДЖО МО РФ не доказано, что им занимается какое-либо служебное жилье, справку о сдаче которого он обязан предоставить.
Автор апелляционной жалобы обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства является не предоставление служебного жилого помещения, а постановка на соответствующий жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей
До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), и п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В соответствии с п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают соответствующее заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются документы, в том числе содержащие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, а также справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии), а также справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
В силу п. 1 ст. 15 Закона и п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" таким уполномоченным органом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ).
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Выяснение вопроса нуждаемости находится в компетенции уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации - ДЖО МО РФ и, как указано выше, происходит на основании соответствующего заявления военнослужащего, и приложенных к нему документов, подтверждающих наличие оснований для обеспечения служебным жильем.
Следовательно, к условиям выплаты компенсации относится не только отсутствие у командования возможности предоставления военнослужащему жилого помещения, но и наличие подтвержденного права на получение жилья, которым при установленных судом обстоятельствах является нахождение такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений, поскольку только в таком случае должностные лица, полномочные принимать решение о выплате денежной компенсации, будут обладать достаточным объемом сведений об отсутствии у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из приведенных требований закона и нормативных правовых актов следует, что такие данные компетентные должностные лица могут на законных основаниях получить лишь от самого военнослужащего либо при проведении процедуры постановки военнослужащего на жилищный учет. При этом в ходе постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы устанавливается вся необходимая информация для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Поскольку обеспечение служебным жилым помещением либо выплата денежной компенсации производится в связи с прохождением военнослужащим военной службы, военнослужащий не может удерживать служебное жилое помещение по прежнему месту военной службы, чем объясняется необходимость предоставления соответствующей справки.
По делу установлено, что ФИО1 проходит военную службу с августа 1998 года, то есть относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жильем на весь период военной службы.
При этом в соответствии с приведенными правовыми нормами при наличии служебных жилых помещений органы военного управления вправе обеспечить военнослужащего именно таким жильем, а не производить выплату денежной компенсации за найм (поднайм) военнослужащим других жилых помещений.
Согласно сообщению ДЖО МО РФ от 3 июля 2015 г. ФИО1 разъяснено, что в связи с непредставлением справки о сдаче жилого служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы, оснований для включения его в список на предоставление служебного жилья не имеется.
Из материалов дела, в том числе объяснений ФИО1 в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела по существу усматривается, что ему на состав семьи из четверых человек в июне 2011 года предоставлена трехкомнатная квартира в г. Вилючинске до заключения на нее договора найма служебного жилого помещения, которая до настоящего времени не сдана "по причине нахождения в этой квартире его вещей".
При этом ФИО1 и его супруга с 13 октября 2011 г. зарегистрированы по месту жительства в этом же населенном пункте, но в другом жилом помещении, а с 1 октября 2014 г. истец и все члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания в г. Москве.
Учитывая приведенные положения договора найма квартиры в г. Вилючинске, а также возможность обеспечения ФИО1 на весь срок военной службы лишь служебным жильем, довод апелляционной жалобы о недоказанности факта удержания какого-либо служебного жилого помещения является надуманным.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что жилое помещение по прежнему месту военной службы предоставлено истцу на условиях найма служебного жилья, которое должно быть сдано для возникновения права на включение в список для обеспечения служебным жильем и выплаты соответствующей денежной компенсации.
Таким образом, судебное решение по настоящему делу является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2015 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.