Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 февраля 2016 г. по делу N 33а-265/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО4
с участием административного истца ФИО1, представителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" (далее - УФО) ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г., согласно которому отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части N капитана ФИО1 об оспаривании действий начальника УФО, связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела ФИО8 с 23 января 2015 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", и с этой же даты осуществляет наем жилого помещения в г. Москве, а с 13 мая 2015 г. включен в список на предоставление служебного жилого помещения.
Поскольку, несмотря на наличие приказов командира указанной воинской части о выплате ФИО8 денежной компенсации за наем жилого помещения, УФО эту компенсацию за период с 23 января по 12 мая 2015 г. не выплачивает, административный истец, полагая, что этим нарушаются его права, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать УФО произвести выплату денежной компенсации за указанный период в сумме 55 354 руб. 84 коп., а также взыскать с этого финансового органа судебные расходы в размере 38 000 руб.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе ФИО8, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права просит данное судебное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование этого, со ссылкой на п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, п. 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, утверждает, что указанные нормативные правовые акты не содержат положений, связывающих выплату денежной компенсации с состоянием на жилищном учете.
По мнению истца, обоснованность исковых требований основана на том, что для сбора документов, необходимых для принятия на учет нуждающихся в служебном жилом помещении, необходимо время, вследствие чего военнослужащий в течение этого периода будет лишен установленного законом права на возмещение денежных средств за наем жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей
До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Приведенные положения закона свидетельствует о том, что жилое помещение должно быть предоставлено военнослужащему не сразу после прибытия к месту службы, а в течение определенного периода времени - 3-х месяцев.
Следовательно, законом установлено время, в течение которого стороны в этой сфере правоотношений должны определиться с наличием либо отсутствием необходимости обеспечить военнослужащего жилым помещением либо денежной компенсацией за его наем (поднаем).
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), и п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
При этом согласно указанному п. 2 Положения в редакции, вступившей в законную силу до обращения административного истца в суд, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают соответствующее заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются документы, в том числе содержащие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
В силу п. 1 ст. 15 Закона и п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" таким уполномоченным органом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ).
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Выяснение вопроса нуждаемости находится в компетенции уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации - ДЖО МО РФ и, как указано выше, происходит на основании соответствующего заявления военнослужащего.
Следовательно, к условиям выплаты компенсации относится не только отсутствие у командования возможности предоставления военнослужащему жилого помещения, но и наличие подтвержденного права на получение жилья, которым при установленных судом обстоятельствах является нахождение такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений, поскольку только в таком случае должностные лица, полномочные принимать решение о выплате денежной компенсации, будут обладать достаточным объемом сведений об отсутствии у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из приведенных требований закона и нормативных правовых актов следует, что такие данные компетентные должностные лица могут на законных основаниях получить лишь от самого военнослужащего либо при проведении процедуры постановки военнослужащего на жилищный учет. При этом в ходе постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы устанавливается вся необходимая информация для принятия решения о выплате денежной компенсации.
По делу установлено, что ФИО8 проходил военную службу с августа 1999 г. по ноябрь 2011 г., а затем в 2014 году вновь поступил на военную службу, которую с 23 января 2015 г. проходит в войсковой части N.
Из изложенного следует, что административный истец относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жильем на весь период военной службы.
При этом в соответствии с приведенными правовыми нормами при наличии служебных жилых помещений органы военного управления вправе обеспечить военнослужащего именно таким жильем, а не производить выплату денежной компенсации за найм (поднайм) военнослужащим других жилых помещений.
Согласно материалам дела, 23 января 2015 г. ФИО8 заключен договор найма жилого помещения в г. Москве, а на основании соответствующего заявления, поданного им только в мае 2015 г., он с 13 мая того же года включен в список на предоставление служебного жилого помещения.
Из материалов дела, в том числе объяснений ФИО8 в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела по существу, усматривается, что дата постановки на жилищный учет им не оспаривается.
Приведенные обстоятельства в совокупности с п. 2 Инструкции, установившим перечень документов, предоставляемых для получения служебного жилья и включения в список на предоставление жилых помещений, опровергают довод административного истца о необходимости производить выплату денежной компенсации до 13 мая 2015 года в связи с необходимостью сбора документов.
Поскольку ранее мая 2015 года ФИО8 с вопросом обеспечения его служебным жилым помещением в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации не обращался, и право на обеспечение его служебным жильем установлено с 13 мая 2015 г., оснований для предоставления ему жилого помещения либо выплаты денежной компенсации ранее указанной даты не имелось, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска даже при наличии приказа командира воинской части о производстве указанной выплаты.
Ссылок на какие-либо новые факты, имеющие значение для дела, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких данных судебное решение по настоящему делу является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2015 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.