Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года, которым постановлено:
Признать за Смирновым О. Н. право на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл присвоить Смирнову О. Н. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл в пользу Смирнова О. Н. понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов О.Н. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, просил признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда" со дня обращения, то есть с "дата", взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 руб.
В обоснование требований указал, что Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл приказом "N"
от "дата" ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием оснований. Данное решение истец считает незаконным, ущемляющим его права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Смирнова О.Н. Настаивает на той позиции, что юбилейная медаль "100 лет профсоюзам России", которой был награжден истец, не является ведомственным знаком отличия в труде. Кроме того, в период награждения его медалью, Смирнов О.Н. не состоял в штате Федерации Независимых Профсоюзов России, в связи с чем подобное награждение нельзя рассматривать как награждение ведомственным знаком отличия в труде.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Сагнеевой Е.В., поддержавшей жалобу, Смирнова О.Н. и его представителя Павлова В.Г., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 названного Федерального закона).
Согласно Порядку присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Республики Марий Эл" и выдачи соответствующих удостоверений, утвержденному постановлением Правительства Республики Марий Эл
от "дата" "N", звание "Ветеран труда" присваивается,
в частности, лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет. Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в орган социальной защиты населения по месту жительства, уполномоченный по приему документов на присвоение званий "Ветеран труда" и выдаче соответствующих удостоверений, документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Из копии трудовой книжки истца, имеющейся в материалах дела
(л.д.8-9), следует, что Смирнов О.Н. имеет стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (более 25 лет). Указанная пенсия ему назначена с "дата".
Из материалов дела следует, что с "дата" по день рассмотрения дела судом первой инстанции истец осуществляет деятельность " ... " С "дата" Смирнов О.Н. является " ... "
Судом первой инстанции установлено, что за работу истца в должности " ... " Смирнову О.Н. ежемесячно производились начисления, что подтверждается расчетными листками, тарификационными списками "адрес" Республики Марий Эл на учителей и других работников, приказом от "дата" "N"- "N" "N"
Согласно приложению "N" к коллективному договору " ... " от "дата" установлена доплата за работу в должности " ... "
"дата" и "дата" между " ... " и Смирновым О.Н. заключены трудовые договоры, согласно которым Смирнов О.Н. принимается на работу по совместительству на должность " ... ", ему устанавливается ежемесячная выплата в размере 30% от должностного оклада.
Федерацией независимых профсоюзов России "дата" истец награжден медалью "100 лет Профсоюзам России" (л.д.12).
Президиумом Центрального Комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (протокол N 26 от "дата") Смирнов О.Н. награжден почетной грамотой за активную многолетнюю работу в Профсоюзе (л.д.11).
Письмом Управления социальной защиты населения и труда в Медведевском районе Республики Марий Эл от "дата"
"N" ему сообщено, что приказом ответчика от "дата"
"N" истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что в условиях, когда законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде и перечня таких знаков, медаль "100 лет профсоюзам России" по своим критериям может быть признана таковой, поскольку присвоена истцу за многолетний добросовестный труд в профсоюзных органах по защите социально-трудовых прав работников соответствующей отрасли. При этом позицию ответчика, заключающуюся в определении понятия "ведомство" как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд первой инстанции нашел ошибочной и противоречащей Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", имеющему своей целью создание дополнительных социальных гарантий лицам, добросовестно и плодотворно исполнявшим свои трудовые функции.
С приведенными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания "Ветеран труда" был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 года
N 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения и труда Российской Федерации от 10 ноября 1995 года N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Министерства труда Российской Федерации от 07 октября 1998 года N 5635-КС при присвоении звания "Ветеран труда" наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки. При этом награды ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
В последующем письмо Минтруда России от 07 октября 1998 года
N 5635-КС было отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 июня 2008 года
N 3854-ЮВ.
Таким образом, изменение в связи с указанным порядка применения пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ
"О ветеранах" в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, по существу повторяют позицию, положенную ответчиком в основу отказа истцу в присвоении звания "Ветеран труда". Вследствие указанного жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
О.В.Юрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.