судебная коллегия по гражданским делам
Пензенского областного суда
в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Жуковой Е.Г., Терехиной Л.В.
при секретаре Теряевской Ю.А.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу судьи Прошиной Л.П. дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 23 ноября 2015г., которым постановлено:
Исковые требования Суконниковой В.В. удовлетворить.
Отменить решение ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Суконниковой В.В. в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и обязать ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району назначить Суконниковой В.В. страховую пенсию с момента достижения возраста 52 года, то есть с 3 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., пояснения представителя ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Улыбиной Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу Суконниковой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суконникова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, в обоснование иска указала, что "данные изъяты" 2015 года ей исполнилось 52 года, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии со снижением возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 1998 год, в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением об отказе в установлении пенсии N от 17 июля 2015 года ГУ УПФР по г. Кузнецку в установлении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ей было отказано, поскольку, по мнению ответчика, не подтвержден факт ее проживания в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом, следовательно, невозможно снижение пенсионного возраста на первоначальную величину, то есть на 1 год.
С указанным решением она не согласна, поскольку в зоне с льготным социально-экономическим статусом она начала проживать с последних чисел апреля 1986 года.
ДД.ММ.ГГГГ она вступила в зарегистрированный брак с ФИО1.
С ДД.ММ.ГГГГ ее супруг проходил службу в ФГКУ "Специальное подразделение ФПС N МЧС России" (ранее "данные изъяты"), расположенный в АДРЕС1.
Она была зарегистрирована по адресу: "данные изъяты", откуда была выписана 5 мая 1986 года в связи с переездом по месту службы супруга. Однако на тот момент она фактически уже проживала в АДРЕС1. В поликлинике госпиталя в/ч N АДРЕС1 она была поставлена на учет по поводу беременности 19 мая 1986 года. В начале июня 1986 года она поехала в гости к родителям в "адрес", там у нее начались преждевременные роды и ДД.ММ.ГГГГ она родила сына Александра. Из роддома она вместе с сыном приехали по месту жительства в АДРЕС1.
До настоящего времени она продолжает постоянно проживать в АДРЕС1.
Ответчиком не оспаривается факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 21 июля 1986 года и необходимость снижения пенсионного возраста на 2 года.
Считает, что у нее возникло право на снижение пенсионного возраста на 3 года и назначение досрочной страховой пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и обязать назначить ей такую пенсию с момента ее обращения, то есть с 3 июня 2015 года.
В судебном заседании истец Суконникова В.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Улыбина Н.В. возражала против удовлетворения иска Суконниковой В.В.
Кузнецкий районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что продолжительность проживания Суконниковой В.В. в загрязненной зоне составляет 11 лет 6 месяцев 11 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года, исходя из дополнительной величины - 1 год за каждые 4 года проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Для снижения первоначальной величины пенсионного возраста на 1 год в соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" необходим факт проживания на зараженной территории на момент катастрофы, то есть 26 апреля 1986 года и по 30 июня 1986 года, однако истцом документально подтвержден факт проживания на зараженной территории лишь с 19 мая 1986 года, что не дает ей права на снижение первоначальной величины пенсионного возраста на 1 год.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Согласно ст. 34 Закона от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РФ от 18.01.1995г. "О дополнении распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 N 557-р" город АДРЕС1 был отнесен к территориям радиоактивного загрязнения (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом).
1 февраля 1998 года данное Распоряжение признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года.
Из материалов дела следует, что 2 июня 2015 года Суконникова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии со снижением возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 1998 год, в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" и ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району от 17 июля 2015 года N Суконниковой В.В. было отказано в установлении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года и ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 февраля 1991 года в связи с отсутствием у заявителя проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года.
Удовлетворяя исковые требования Суконниковой В.В. и признавая незаконным указанное решение пенсионного органа, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены доказательства, подтверждающие ее проживание в АДРЕС1 с 19 мая 1986 года, т.е. в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, что дает ей право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста на 1 год в соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия не находит оснований для признания данного вывода суда ошибочным, поскольку он подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: справкой администрации "данные изъяты" сельсовета Неверкинского района Пензенской области, согласно которой Суконникова В.В. была зарегистрирована по адресу "данные изъяты", с 14 февраля 1986 года по 5 мая 1986 года; справкой ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" от 24 ноября 2014 года N, согласно которой старший прапорщик внутренней службы в отставке ФИО1 проходил службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" с 7 апреля 1986 года по 6 октября 2012 года, вместе с ним проживала супруга Суконникова В.В. с 19 мая 1986 года по 6 октября 2012 года; справкой поликлиники ФКУ войсковая часть N АДРЕС1 о том, что Суконникова В.В. состояла под наблюдением поликлиники МСЧ в/ч N с 19 мая 1986 года по настоящее время, что подтверждается записью врача-гинеколога в медицинской книжке Суконниковой В.В. о взятии на Д-учет по беременности ( "данные изъяты" недели).
Факт проживания истца Суконниковой В.В. в АДРЕС1 в апреле- мае 1986 года также подтвердили допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО2 и ФИО3.
Оснований сомневаться и не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имелось, поскольку они не являются лицами, заинтересованными в исходе дела, их показания согласуются между собой, также они предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний.
Установив изложенные обстоятельства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в спорный период времени истец Суконникова В.В. проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом и правильно признал за ней право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обязав пенсионный орган назначить истцу пенсию с момента возникновения права на указанную пенсию, то есть с 3 июня 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проживание Суконниковой В.В. в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года не подтвержден документально, не влекут отмену решения суда, так как совокупностью исследованных судом обстоятельств было достоверно установлено, что в спорный период времени истец проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом.
По изложенным основаниям суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для изменения или отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.