Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Ананченкове И.М.
с участием истца Александровой Е.Н., представителя ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 октября 2015 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Александровой Е.Н., представителя ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Гапоненковой М.Н.,
установила:
Александрова Е.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в использовании средств областного материнского капитала, возложении обязанности по их выдаче. В обоснование требований указала, что ответчиком незаконно отказано ей в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала путем направления соответствующих денежных средств на погашение долга и уплату процентов по кредитному договору от 14.11.2014г. N 124035 со ссылкой на то, что приобретен не только домостроение, но и земельный участок, на котором оно расположено, поскольку в силу императивного указания в законе соответствующее отчуждение возможно лишь при одновременной продаже, как жилого дома, так и придомового участка земли.
Представитель Департамента Гапоненкова М.Н. заявленные требования не признала, сославшись на то, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции Департамента, и в соответствии с требованиями действующего законодательства, не предусматривающего возможность перечисления средств областного материнского капитала на приобретение земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ПАО "Сбербанк России" в лице Смоленского отделения N8609, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 октября 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:
Признать незаконным решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от 07.09.2015г. N300 об отказе в использовании средств областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в размере "данные изъяты" руб.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести перечисление Александровой Е.Н. средств областного материнского (семейного) капитала в размере "данные изъяты" руб. в порядке распоряжения по Государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии ОМСК-67 N 017052, выданного 26.10.2012г., в счет оплаты за приобретаемое жилье на погашение долга и уплату процентов по кредитному договору от 14.11.2014г. N234035, оформленному с ОАО "Сбербанк России".
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что направление средств областного материнского (семейного) капитала на приобретение земельного участка законом Смоленской области не предусмотрено; в представленной истцом справке отсутствуют сведения о размере остатка основного долга по приобретению именно жилого дома.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принятый Смоленской областной Думой 28.02.2008 года областной закон N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.2 областного Закона дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) с учетом особенностей, установленных настоящим законом.
В силу п.1 ч.1 ст. 3 вышеназванного областного закона право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года и, в частности, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2008 года, если ранее ими не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Согласно п.1 ч.1 ст.9 вышеназванного областного закона средства областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемого гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В соответствии с Правилами подачи заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, утвержденными Постановлением Администрации Смоленской области от 21.01.2009 N 13, заявление о распоряжении с указанием направления использования средств (части средств) материнского капитала в соответствии с областным законом со всеми необходимыми документами подается лицами, имеющими сертификат на областной материнский (семейный) капитал в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере социальной защиты населения (п. 2); документы, указанные в Правилах направления средств (части средств) областного материнского семейного капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, - в случае направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий (подп. 3 п. 7).
Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
В силу положений п. 17 Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Администрации Смоленской области от 29.01.2009 года N 12, основанием для отказа в удовлетворении заявления является, в частности, непредставление документов, предусмотренных пунктами 6 - 8, 8.1, 8.2, 9, 11 настоящих Правил (пп.6).
В соответствии с п. 11 Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Администрации Смоленской области от 21.01.2009 года N 12, в случае направления областных средств на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам) лицо, имеющее сертификат, одновременно с документами, указанными в правилах подачи заявления, представляет также справку кредитора (заимодавца) о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом), согласно которой размер остатка основного долга должен составлять не более 50 процентов от суммы предоставленного кредита (займа) (подп. 2).
Статьёй 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В этой связи в силу положений п. 1,2 ст. 552 ГК РФ, п. 4 ст. 35 ЗК РФ продажа здания, сооружения или другой недвижимости покупателю производится одновременно с передачей права собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Из материалов дела видно, что Александрова Е.Н. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2 "данные изъяты" года рождения, и ФИО1, "данные изъяты" года рождения.
В связи с рождением второго ребенка 26.10.2012г. Департаментом выдан Александровой Е.Н. сертификат серии ОМСК-67 N 017052 на областной материнский (семейный) капитал.
Судом установлено, что 14.11.2014г. между ОАО "Сбербанк России" и Александровой Е.Н., ФИО3 был заключен кредитный договор N 234035 на приобретение объектов недвижимости: жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: ... по условиям которого последними получен кредит в сумме "данные изъяты" руб.
С целью улучшения жилищных условий ФИО3 Александрова Е.Н., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних ФИО1 ФИО2. на основании договора купли-продажи от 14.11.2014г. приобрели жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: ... в общую долевую собственность как за личный счет, так и частично с использованием кредитных средств, жилой дом стоимостью "данные изъяты" руб., земельный участок стоимостью "данные изъяты" руб.
Государственная регистрация прав Александровой Е.Н. на 2/9 доли объектов недвижимости в ЕГРП произведена 20.11.2014г.
10.08.2015г. Александрова Е.Н. обратилась в Департамент с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала для погашения кредита, решением которого от 07.09.2015г. N 300 ей было отказано в распоряжении средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала по причине непредставления документов, предусмотренных подп. 1 и 2 п. 11 Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, установленных постановлением Администрации Смоленской области от 21.01.2009 N 12, а именно, представленный кредитный договор и справка о размере остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом не содержит информации о сумме кредита и остатке основного долга по кредиту, взятому на приобретение жилого помещения. Также отмечено, что направление средств областного материнского (семейного) капитала на приобретение земельного участка законом Смоленской области от 28.02.2008г. N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" не предусмотрено.
Согласно выданной ОАО "Сбербанк" справке, остаток основного долга по вышеуказанному кредитному договору составил не более пятидесяти процентов от суммы кредита.
Проанализировав законодательство, оценив представленные сторонами доказательства и принимая во внимание, что приобретение земельного участка обусловлено исключительно приобретением истцами жилого помещения, совершенная сделка действующему законодательству не противоречит и отвечает целям и задачам ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и областного закона "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" и обеспечивает достойную жизнь семьи истца, членами которой являются ее дети, а также учитывая единство судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, использование кредитных средств истцами по своему целевому назначению направлено на приобретение жилого помещения, составной и неотъемлемой частью которого является земельный участок, то есть на улучшение жилищных условий семьи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка в жалобе на то, что направление средств областного материнского (семейного) капитала на приобретение земельного участка не предусмотрено законом Смоленской области от 28.02.2008г. N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области", несостоятельна.
Так, действующим законодательством установлен запрет на отчуждение зданий, строений и сооружений отдельно от земельного участка. Приобретая в собственность земельный участок и расположенный на нем жилой дом, истец преследовала единственную цель - улучшение жилищных условий семьи, что в данном случае было бы невозможным без приобретения расположенного под жилым домом земельного участка.
При этом стоимость дома "данные изъяты" рублей значительно превышает стоимость земельного участка. Доказательств же того, что действия истца направлены не на улучшение жилищных условий, а на иные цели, Департаментом не представлено.
Формулировка направления расходования средств материнского (семейного) капитала, данная в части 3 статьи 7 Областного закона от 28 февраля 2006 N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области", определена именно как улучшение жилищных условий.
Поэтому доводы жалобы о том, что в представленной истцом справке отсутствуют сведения о размере остатка основного долга по приобретению именно жилого дома, не влияют в данном случае на постановленное решение.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке доказательств, которым дана надлежащая оценка, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.