Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.
при секретаре Новосельцевой И.А.,
с участием: представителя административного истца Кобзева Ю.Н. по доверенности Аксельрод А.В., представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края Самойленко М.Г., представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по СК Юхновой Ю.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кобзева ФИО8 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кобзев Ю.Н. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Вокзальная, 101/1, площадью 5940 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 31.12.2013 года в размере 3589000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что 30.12.2010 г. между обществом с ограниченной ответственностью технический центр (далее ООО ТЦ) " "данные изъяты"" и администрацией МО г. Михайловска заключен договор аренды земель населенных пунктов N N (далее договор аренды от 30.12.2010 г. N N) на срок с N
Договор аренды от 30.12.2010 г. N зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 05.06.2014 г. за номером регистрации N
29.12.2014 г. между ООО ТЦ " "данные изъяты"" и Кобзевым ФИО9 заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 30.12.2010 г. N (далее договор о передаче прав и обязанностей от 29.12.2014 г.).
Договор о передаче прав и обязанностей от 29.12.2014 г. зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 05.02.2015 г. за номером регистрации N
Таким образом, в настоящее время арендатором по договору аренды от 30.12.2010 г. N на основании зарегистрированного в установленном законом порядке договора о передаче прав и обязанностей от 29.12.2014 г. является Кобзев ФИО10.
Предметом договора аренды от 30.12.2010 г. N и договора о передаче прав и обязанностей от 29.12.2014 г. является земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:12, площадью 5940 кв.м., находящийся по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Вокзальная, 101/1; являющийся по категории (назначению земель) землями населенных пунктов, предназначенный по виду разрешенного использования под автозаправочную станцию N 76.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12 определена в размере 12589592,40 рубля, что подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка от 09.10.2015 г. N, кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09.10.2015 г.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12 в размере 12589592,40 рублей рассчитана органом кадастрового учета по таблице N 36 "Среднее значение УПКЗ" как произведение удельного показателя УПКЗ по кадастровому кварталу 26:11:020122 по виду разрешенного использования N 5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли", равному 2119,46 руб/кв.м, на площадь земельного участка в размере 5940 кв.м, - (2119,46 (руб/кв.м) х 5940 (кв.м) = 12589592,40 (рублей)).
При этом действия по расчету кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12 осуществлены органом государственного кадастрового учета правомерно, поскольку данный земельный участок изменил в 2013 году свои количественные характеристики в связи с уточнением площади в результате проведения межевания, т.е. позднее проведения последней государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012 г.
Не согласившись с результатами оценки указанного выше земельного участка, административный истец обратился в ООО " "данные изъяты"" для определения рыночной стоимости земельного участка.
На основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12 от 15.10.2015 г. N рыночная стоимость данного земельного участка составляет 3589000 рублей.
На данный отчет об оценке от 15.10.2015 г. N дано положительное экспертное заключение экспертного совета общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" от 29.10.2015 г. N с итоговой величиной рыночной стоимости объекта оценки в размере 3589000 рублей.
Считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка являются недостоверными и нарушают его права как плательщика земельного налога, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в разы превышает его рыночную стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Аксельрод А.В. уточнила заявленные требования, с учетом заключения эксперта просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12, площадью 5940 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Вокзальная, 101/1; являющегося по категории (назначению земель) землями населенных пунктов, предназначенного по виду разрешенного использования под автозаправочную станцию N 76, равной его рыночной стоимости в размере 3430825,2 (трех миллионов четырехсот тридцати тысяч восьмисот двадцати пяти) рублей 20 копеек по состоянию на 31.12.2013 года.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Юхнова Ю.С. не возражала против удовлетворения заявленных уточненных требований в полном объеме и просила суд принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Министерства имущественных отношений г. Ставрополя по доверенности Самойленко М.Г., не возражал против удовлетворения заявленных уточненных требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание административного истца Кобзева Ю.Н., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представителя администрации Шпаковского муниципального района и представителя администрации МО города Михайловска, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с уточнениями, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года N382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между обществом с ограниченной ответственностью технический центр (далее ООО ТЦ) " "данные изъяты"" и администрацией МО г. Михайловска заключен договор аренды земель населенных пунктов N на срок с 30.12.2010 г. по 29.12.2020 года. Предмет договора аренды - земельный участок с кадастровым номером 26:11:020122:12, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Вокзальная, 101/1, площадью 5940 кв.м..
Договор аренды от 30.12.2010 г. N зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 05.06.2014 г. за номером регистрации N
В соответствии с договором от 29.12.2014 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 30.12.2010 г. N, заключенному между ООО ТЦ " "данные изъяты"" и Кобзевым Ю.Н., последний является арендатором по договору аренды от 30.12.2010 г. N.
Договор о передаче прав и обязанностей от 29.12.2014 г. зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 05.02.2015 г. за номером регистрации N
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 1 января 2012 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость находящегося на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12, на 31 декабря 2013 года установлена в размере 12589592,40рублей. Данный факт подтвержден представленной административным ответчиком кадастровой справкой от 09.10.2015 года.
Согласно отчету N от 15.10.2015 года, проведенного по заказу административного истца оценщиком ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12, по состоянию на 31.12.2013 года составляет 3589000 рублей
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.
По заключению судебной экспертизы N-Э от 30.12.2015 года, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения "Северо "данные изъяты"", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12 по состоянию на 31.12.2013 года составляет 3430825,20 рублей.
Согласно части 13 статьи 86 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении N-Э от 30.12.2015 года выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31.12.2013 года в размере 3430 825, 20 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Требования Кобзева ФИО11 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020122:12, площадью 5940 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Вокзальная, 101/1; являющегося по категории (назначению земель) землями населенных пунктов, предназначенного по виду разрешенного использования под автозаправочную станцию N 76, равной его рыночной стоимости по состоянию на 31.12.2013 года в размере 3430 825, 20 (три миллиона четыреста тридцать тысяч восемьсот двадцать пять) рублей 20 копеек.
Административный иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поступил в суд 26.11.2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья: М.И. Гедыгушев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.