Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Малахова В.А.,
судей Драчева Д.А., Задворновой Т.Д.,
при секретаре Кругловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Драчева Д.А.
22 января 2015 года
дело по апелляционной жалобе Кузина Н.И. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года, которым постановлено:
Кузину Н.И. отказать.
По делу установлено:
Кузин Н.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ярославской области о возложении обязанности по выдаче удостоверения о праве на льготы.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что проходил службу в Вооруженных Силах СССР, уволен с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент увольнения с военной службы выслуга лет Кузина Н.И. составляла "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев. На момент увольнения с военной службы был обеспечен жильем в "адрес" (по месту прохождения службы). В ДД.ММ.ГГГГ году жилое помещение в "адрес" сдал, переехав с семьей в "адрес", где на основании справки о сдаче жилого помещения по последнему месту жительства был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях (без учета его права на обеспечение жилым помещением как уволенного с военной службы гражданина, избравшего после увольнения другое место жительства). В ДД.ММ.ГГГГ году Кузин Н.И. переехал в "адрес", при этом с очереди на получение жилья в "адрес" не снимался. В ДД.ММ.ГГГГ году пытался встать на учет нуждающихся в жилом помещении в "адрес" по месту своей регистрации, но получил отказ. ДД.ММ.ГГГГ года Кузин Н.И. обратился в жилищную комиссию "данные изъяты" по вопросу постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении как уволенного с военной службы гражданина, избравшего после увольнения другое место жительства. Однако, в постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении за счет средств федерального бюджета Кузину Н.И. было отказано. Данный отказ Кузиным Н.И. был обжалован в судебном порядке. Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года Кузину Н.И. в иске ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ2 о признании права на получение жилого помещения, признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об обязании выдачи единовременной денежной выплаты на приобретение было отказано.
В это же время Кузин Н.И. обращался в "данные изъяты" с иском к ОРГАНИЗАЦИЯ3 о признании незаконным отказа жилищной комиссии по включению в сводный список граждан на получение единовременной денежной выплаты из средств федерального бюджета, признании права на включение в сводный список граждан на получение жилья за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ года по ФЗ "О статусе военнослужащих", обязании включить в список, взыскании компенсации морального вреда. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года Кузину Н.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
Полагая, что в обоих случаях отказ судов в удовлетворении его исковых требований был связан с отсутствием у него удостоверения, подтверждающего право на льготное обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, Кузин Н.И. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Военный комиссариат Ярославской области выдать ему льготное удостоверение или другой документ, подтверждающий его права на обеспечение жильем из средств федерального бюджета, как гражданина, имеющего выслугу "данные изъяты" года "данные изъяты" месяцев, вставшего на учет в качестве нуждающегося в жилье в ДД.ММ.ГГГГ году (до ДД.ММ.ГГГГ года), и сдавшего свое жилье государству.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Кузин Н.И.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав в поддержание доводов жалобы Кузина Н.И., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения и подлежит оставлению без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что требование истца о возложении обязанности на Военный комиссариат Ярославской области по выдаче Кузину Н.И. удостоверения либо иного документа о праве на льготы, является необоснованным.
С указанными выводами суда, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе - п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих", п.п. 7, 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 193 от 17.02.1981 г., п. 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. N 1609.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены верно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели либо могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Как видно из обстоятельств дела, на момент увольнения Кузина Н.И. с действительной военной службы в отставку (по болезни) на основании приказа Главнокомандующего военно - воздушными силами N от ДД.ММ.ГГГГ г. (дело N, л.д. 82) действовал Закон СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", в силу положений статьи 77 которого обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
Пунктом 2 действовавшего в указанный период Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.01.1960 N 74 "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", на Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся возлагалась обязанность обеспечивать офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, жилой площадью (независимо от ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны СССР и пограничных войск) в первую очередь, но не позднее чем в "данные изъяты"-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Аналогичные требования были закреплены и в пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, в отношении лиц офицерского состава, уволенных в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов.
Пунктом 7 указанного Постановления было предусмотрено, что лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, выдаются, по их просьбе, удостоверения по форме, устанавливаемой Министерством обороны.
Удостоверения выдаются воинскими частями, местными органами военного управления и Комитетом государственной безопасности СССР.
Вместе с тем, с принятием 22.01.1993 г. Закона Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих" начало действовать новое правовое регулирование вопроса обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Согласно п. 6 ст. 13 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Таким образом, удостоверение о праве на жилищные льготы по форме, устанавливаемой Министерством обороны СССР, в силу п. 7 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 193 от 17.02.1981 года, подлежало выдаче воинской частью по месту прохождения военной службы либо местными органами военного управления по просьбе лиц, имеющих право на льготы, но в период действия данного нормативного акта.
С 01.01.1998 г. Закон Российской Федерации N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно абзацу 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П, Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998 г. Указанными Правилами предусмотрен перечень оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 7).
Свидетельством о наличии права на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных условиях служит удостоверение установленной формы, выдаваемое гражданам, уволенным из Вооруженных Сил государств - участников СНГ командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего либо областным (республиканским) военным комиссариатом (п. 8).
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для решения вопроса о возникновении права на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, удостоверяемого по установленной форме, является признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.
На дату увольнения истца с военной службы действовал приказ Министра Обороны СССР от 10.11.1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", которым объявлено для руководства Положение.
Как усматривается из п. 46 Положения, в нем перечисляются категории лиц, подлежащих учету как нуждающиеся в получении жилой площади. Так, согласно данному Положению учету нуждающихся в жилой площади подлежат: а) не имеющие жилой площади военнослужащие; б) лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; в) лица, подлежащие переселению из непригодных для проживания ветхих домов, бараков, подвалов и других непригодных для проживания помещений.
Пунктом 48 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285, предусмотрено, что в списки нуждающихся в жилой площади военнослужащие вносятся на основании решений командиров воинских частей.
Вместе с тем, при разрешении гражданского дела по иску Кузина Н.И. к ОРГАНИЗАЦИЯ1, ОРГАНИЗАЦИЯ4, ОРГАНИЗАЦИЯ5 о признании права на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. было установлено, что Кузин Н.И. при увольнении в ДД.ММ.ГГГГ году с военной службы по болезни, остался проживать в "адрес", где его семья была обеспечена жилой площадью. Доказательств того, что при увольнении со службы по месту прохождения службы принималось решение о признании Кузина Н.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с переменой места жительства и Кузин Н.И. по ходатайству начальника воинской части, был поставлен органом местного самоуправления на очередь на получение жилого помещения, Кузиным Н.И. не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что в течение "данные изъяты" лет после увольнения со службы Кузин Н.И. проживал в предоставленной ему в "адрес" "данные изъяты" квартире, а затем реализовал свое право по пользованию данной квартирой, разменяв ее на два жилых помещения (дело N, л.д. 247-254, 321-323).
Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о невозможности отнесения Кузина Н.И. к числу военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями на момент увольнения со службы были установлены ранее состоявшимися судебными постановлениями.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, с учетом указанных обстоятельств и приведенных норм у военного комиссариата отсутствует какая-либо обязанность в предоставлении истцу Кузину Н.И., как удостоверения о праве на льготы, предусмотренного п. 7 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 193 от 17.02.1981 г., так и удостоверения, предусмотренного п. 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998 г.
Полномочиями по предоставлению иных документов о праве на обеспечение жильем военный комиссариат не наделен в силу приведенных выше Правил и действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. N 1609.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к повторению позиции Кузина Н.И. по настоящему спору, выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, а также на иное неправильное толкование материального закона и не содержат предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузина Н.И. на указанное решение оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.