Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Гушкана С.А.,
судей Парменычевой М.В., Кутузова М.Ю.,
при секретаре Бушуевой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.В. Парменычевой
25 января 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецова Е.А. на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Кузнецова Е.А.удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) в пользу Кузнецова Е.А. денежные средства в сумме "данные изъяты" руб., компенсацию морального вреда "данные изъяты" руб., всего "данные изъяты" руб. В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) в доход бюджета госпошлину "данные изъяты" руб.".
По делу установлено:
Кузнецов Е.А. работает в ОАО "Автодизель" "Должность" в цехе N на участке "данные изъяты" N N с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО "Автодизель" в пользу Кузнецова Е.А. взыскана невыплаченная заработная плата в виде разницы между тарифами сорокачасовой и тридцатишестичасовой рабочей недели, компенсация премии на доплаты, доплата за сверхурочную переработку по графику по разнице в тарифах, доплата за ночные и вечерние смены по разнице в тарифах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб., компенсация морального вреда "данные изъяты" руб. На ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) возложена обязанность предоставлять Кузнецову Е.А. компенсации, связанные с работой во вредных условиях труда: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее "данные изъяты" календарных дней и сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Кузнецов Е.А. обратился в суд с иском к ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) и просил взыскать денежную компенсацию за недоплаченную разницу тарифа 40-часовой рабочей недели по тарифу 36-часовой рабочей недели, недоплаченную премию от разницы в тарифах, за переработку в часах, за недоплаченный тариф за ночные и вечерние смены по тарифу 36 часовой рабочей недели, за недоплаченные отпускные с учетом недоначисленных тарифов, премий, ночных и переработки, за недоплаченные отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме "данные изъяты" руб., компенсацию морального вреда "данные изъяты" руб. В обоснование иска указал, что решением Дзержинского районного суда установлено, что он имеет право на получение компенсаций и льгот: сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку осуществляет работу с вредными условиями труда. Однако ответчик не производит оплату по тарифу 36-часовой рабочей недели, из указанного расчета продолжительности рабочего времени, не выплачивает компенсации за сверхурочную работу и работу в вечернее и ночное время.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил и просил признать специальную оценку условий труда "Должность" - участок N от ДД.ММ.ГГГГ незаконной и недействительной, в обоснование чего, ссылался на недопустимость проведения такой оценки в течение пяти лет со дня завершения предыдущей аттестации в силу положений Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об изменении решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав в поддержание доводов жалобы Кузнецова Е.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", которым установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Согласно положениям ст. 3 названного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (пункт 1). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (пункт 2).
В силу пп. 6 ч. 1 ст. 7 данного закона результаты проведения специальной оценки условий труда применяются, в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
Согласно ст. 14 ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда; вредные условия труда подразделяются на четыре подкласса (степени) в зависимости от влияния вредных или опасных производственных факторов на изменения в организме работника (пункт 1,2).
В связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст.ст. 92, 117 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 года.
Абзацем пятым ч. 1 ст. 92 ТК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2014 года) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. Из части 1 ст. 117 ТК РФ (в указанной редакции) следует, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Из указанных норм трудового законодательства следует, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени, начиная с 1 января 2014 года, имеют не все работники, занятые на работах с вредными условиями труда, а только те, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки относятся к 3 и 4 степени (3.3 и 3.4); право на дополнительный отпуск, начиная с 1 января 2014 года, также имеют не все работники, занятые на работах с вредными условиями труда, а только те, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки относятся ко 2, 3 и 4 степени (3.2, 3.3 и 3.4).
До 1 января 2014 года право на сокращенную продолжительность рабочей недели и дополнительный оплачиваемый отпуск имели все работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вне зависимости от степени (подкласса) вредности на основании статей 92, 177 ТК РФ (в редакции до внесения изменений ФЗ N 421-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации N 870 от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или опасными или иными особыми условиями труда".
Поскольку с введением в действие ФЗ "О специальной оценке условий труда" и внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации с 1 января 2014 года изменены ранее установленные гарантии для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, законодателем в ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда" и ст. 15 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрены переходные положения.
В силу ч. 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
Переходными положениями ч. 3 ст. 15 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" закреплено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу указанных Федеральных законов виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до ДД.ММ.ГГГГ аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что работодателем проводилась аттестация рабочего места истца в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой условия труда работника Кузнецова Е.А. по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса относятся к вредному классу - 3.2, в связи с чем работник Кузнецов Е.А. имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с действующими на тот момент нормами трудового законодательства - ст. 92, 117 ТК РФ (в редакции до 1 января 2014 года) и Постановлением Правительства РФ N 870 от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными или иными особыми условиями труда", на работодателя возложена обязанность предоставлять истцу указанные компенсации, взыскана недоплаченная заработная плата и иные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа генерального директора ОАО "Автодизель" с целью выполнения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в ряде цехов завода была проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, в том числе в "Должность" цехе.
Согласно карте специальной оценки условий труда работников N от ДД.ММ.ГГГГ оценка условий труда "Должность" участок N по идентифицированным вредным (опасным) факторам соответствует вредному классу условий труда 3, подкласс 2 (по химическому фактору, факторам аэрозолей фиброгенного действия, шума, вибрации локальной, микроклимата, световой среды, тяжести и напряженности трудового процесса) (л.д. N). С данной картой специальной оценки условий труда работников Кузнецов Е.А. ознакомлен работодателем ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсаций за период с ДД.ММ.ГГГГ, исходил из того, что результаты специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ распространяются на истца с ДД.ММ.ГГГГ, после его ознакомления с указанной оценкой, с этого дня истец право на компенсации, предусмотренных трудовым законодательством работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, не имеет, поскольку условия его труда по результатам специальной оценки относятся к вредным условиям 2 степени, что в соответствии со ст. 92 ТК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2014 года) не является основанием для предоставления указанной гарантии.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается.
Как было установлено судом, истец имел право на предоставление гарантий и компенсаций (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда) на основании результатов аттестации рабочего места от ДД.ММ.ГГГГ, данные компенсационные меры в отношении истца фактически были реализованы по состоянию на 1 января 2014 года.
Проведенная работодателем в ДД.ММ.ГГГГ специальная оценка условий труда не является внеплановой, проведение которой является обязанностью работодателя в конкретных случаях, предусмотренных ст. 17 ФЗ "О специальной оценке условий труда", что не оспаривалось работодателем. Не оспаривалось работодателем и отсутствие улучшения условий труда Кузнецова Е.А. по сравнению с условиями труда в ДД.ММ.ГГГГ.
Напротив, согласно карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте "Должность" участок N существуют те же факторы производственный среды и трудового процесса такого же класса условий труда, какие установлены по результатам аттестации от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств того, что условия труда на рабочем месте истца в ДД.ММ.ГГГГ года улучшились по сравнению с условиями труда в ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела не имеется.
Таким образом, гарантии и компенсации, на которые истец имел право по результатам проведенной аттестации рабочих мест от мая ДД.ММ.ГГГГ и которые ему фактически предоставлялись, должны сохраняться за ним до истечения срока действия указанной аттестации или до улучшения условий труда на его рабочем месте, что должно быть подтверждено результатами специальной оценки условий труда. То обстоятельство, что с 1 января 2014 года изменилось трудовое законодательство и условия труда по степени вредности 3.2. при новом правовом регулировании не являются основанием для предоставления работнику сокращенной продолжительности рабочего времени, не могут влечь негативных последствий для истца и уменьшать ранее предоставленные ему гарантии.
С учётом изложенного, решение суда в части взыскания в пользу истца компенсаций в связи с сокращенной продолжительностью рабочего времени и наличием у него права на дополнительный оплачиваемый отпуск подлежит изменению.
С ОАО "Автодизель" в пользу Кузнецова Е.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит взысканию разница в оплате тарифов сорокачасовой недели и тридцатишестичасовой недели в сумме "данные изъяты" руб., компенсация премии на доплаты - "данные изъяты" руб., доплата за сверхурочную переработку по графику по разнице в тарифах - "данные изъяты" руб., доплата за ночные и вечерние смены по разнице в тарифах- "данные изъяты" руб.
Учитывая положения ч. 1 ст. 237 ТК РФ, разъяснения п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", конкретные обстоятельства по делу, размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с работодателя за нарушение трудовых прав работника, судебная коллегия определяет в сумме "данные изъяты" руб.
В связи с удовлетворением иска в силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая от суммы удовлетворенной части требований составляет "данные изъяты" руб.
Между тем, доводы жалобы о том, что специальная оценка условий труда на рабочем месте "Должность" цеха участок N от ДД.ММ.ГГГГ является незаконной, несостоятельны.
Часть 4 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусматривает право работодателя провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Законом, в том числе и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты специальной оценки труда могут быть использованы работодателем для установления гарантий и компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, действующим с 1 января 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 26 октября 2015 года изменить.
Изложить абзацы 2 и 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"взыскать с ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) в пользу Кузнецова Е.А. денежные средства в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., компенсацию морального вреда "данные изъяты" руб.
Взыскать с ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) в бюджет города Ярославля государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.".
В остальной части апелляционную жалобу Кузнецова Е.А. на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.