Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Суринова М.Ю., Преснова В.С.
с участием прокурора Соболевского М.Г.
при секретаре Кадыковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Суринова М.Ю. 24 ноября 2015 года
административное дело по апелляционной жалобе Думы Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 11 сентября 2015 года, которым постановлено:
Признать пункт 5 приложения 3 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в ред. решения Думы РМР ЯО от 28.11.2013 года N 117 и пункт 27 приложения N 1 в части слов:"строительство объектов, относящихся к трудовой деятельности" к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" ( в ред. решения Думы РМР от 23.09.2014 года N 81) в части величины коэффициентов функционального использования, превышающее значение "1,26" не соответствующими основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" и недействующими с момента их принятия.
Судебная коллегия установила:
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Валентина" и Управлением муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области был заключен договор N аренды земельного участка площадью 376 кв.м по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером N, для строительства торгового комплекса сроком на 3 года. Согласно письму Управления муниципального имущества администрации РМР от ДД.ММ.ГГГГ. после истечения срока договора в соответствии с п.6.4 он считается заключенным на неопределенный срок.
В п.3.1 договора указано, что " ... За аренду земельного участка, указанного в п. 1.1. договора аренды в соответствии с Решением Думы Ростовского муниципального района Ярославской области (или иным документом, устанавливающим ставки арендной платы), начисляется арендная плата, согласно расчета арендной платы выдаваемого ежегодно".
На момент заключения договора размер арендной платы составлял "данные изъяты": коэффициент функционального использования - 1.
04 апреля 2013 года Думой Ростовского муниципального района Ярославской области принято решение N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района". Решение N 40 опубликовано в газете "Ростовский вестник" N 27 за 09.04.2013г. Установленные им коэффициенты подлежали применению с 01.01.2013г.
30 мая 2013 года Думой РМР ЯО принято решение N 59 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района". Решение N 59 опубликовано в газете "Ростовский вестник" N 42 за 04.06.2013г., распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013г., и определяет, что в случае увеличения размера годовой арендной платы за использование земельных участков в 2013 году по сравнению с 2012 годом более чем на 20 процентов за использование земельных участков, предоставленных для строительства, по истечении первоначального срока действия договора аренды до ввода объекта в эксплуатацию следует применять коэффициенты функционального использования, установленные приложением N 6 к настоящему решению. Коэффициент функционального использования установлен на 2013г. согласно п.5 приложения N 6 по виду разрешенного использования земельных участков "Торговля" и составил 1,26.
28 ноября 2013 года Думой РМР ЯО принято решение N117 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального- района от 04.04.2013 N40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района". Решение N 117 опубликовано в газете "Ростовский вестник" N 94 за 03.12.2013г., вступило в силу 01.01.2014г. и исключило соответствующее предписание о применении приложения N 6 к Решению N 40. Коэффициент функционального использования установлен на 2014г. согласно п.5 приложения N 3 по виду разрешенного использования земельных участков "Торговля" и составил 14,1.
23 сентября 2014 года Думой РМР ЯО принято решение N 81 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района". Решение N 81 опубликовано в газете "Ростовский вестник" N 76 за 30.09.2014г., вступило в силу 01.01.2015г. и установило новые коэффициенты функционального использования земельных участков, согласно приложению N 1. Коэффициент функционального использования установлен на 2015г. согласно п.27 приложения N 1 по виду разрешенного использования земельных участков "Строительство объектов, относящихся к торговой деятельности" и составил 13.
ООО "Валентина" обратилось в Ростовский районный суд Ярославской области с заявлением к Думе Ростовского муниципального района Ярославской области о признании нормативного акта недействующим в части, а именно пункт 5 приложения N 3 к решению N 40 (в ред. решения N 117) и пункта 27 приложения N 1 в части слов: "Строительство объектов, относящихся к торговой деятельности" к решению N 40 (в ред. решения N 81) в части величины коэффициентов функционального использования, превышающей значение "1,26", не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ N 582 16.07.2009 года. Считая, что для целей расчета размера арендной платы за пользование земельными участками по виду разрешенного использования "Торговля" на 2014 год и виду разрешенного использования "Строительство объектов, относящихся к торговой деятельности" на 2015 год подлежит применению ранее действовавший в 2013 году коэффициент 1,26. Поскольку положениями пункта 5 приложения N 3 к Решению N 40 (в ред. Решения N 117) и пункта 27 приложения N 1 в части слов: "Строительство объектов, относящихся к торговой деятельности" к Решению N 40 (в ред. Решения N 81) в части величины коэффициентов функционального использования, превышающей значение "1,26", существенно нарушены права и законные интересы заявителя, так данными нормами на него возложена обязанность по уплате экономически необоснованной, завышенной арендной платы за использование земельного участка. При принятии решения N 40 Дума РМР ЯО должна была руководствоваться Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в частности, принципом экономической обоснованности, чего не было сделано. В соответствии с данным принципом арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части признания пункт 27 приложения N 1 в части слов: "Строительство объектов, относящихся к торговой деятельности" к решению от 04.04.2013 года N 40 (в ред. решения N 81 от 23.09.2014 года) недействующим и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Думы Ростовского муниципального района Ярославской области Ганьжину Л.В. по доверенности, представителя ООО "Валентина" Руфанову О.Н. по доверенности, представителя МКУ Ростовского муниципального района "Агентство земельных правоотношений" по доверенности Морокуева А.В., заключение прокурора Соболевского М.Г., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, до вступления в законную силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее - КАС РФ). Поэтому при проверке законности и обоснованности решения суда подлежат применению нормы ГПК РФ, регламентировавшие порядок производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
В соответствии с действовавшей в период разрешения заявления частью 2 статьи 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Заявитель является арендатором земельного участка, переданного ему муниципальным образованием для строительства торгового комплекса. Поэтому оспариваемое положение нормативного акта непосредственно затрагивает его права. В связи с чем, общество вправе оспаривать данный нормативный акт.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 3 к Решению от 04.04.2013 N 40 в ред. Решения от 28.11.2013 года N 117 коэффициент функционального использования в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "торговля" составляет 14,1.
В силу пункта 27 приложения 1 к решению от 04.04.2013 N 40 в ред. Решения от 23.09.2014 N 81 коэффициент функционального использования земельных участков с видом разрешенного использования : "Строительство ресторанов, кафе, объектов, относящихся к торговой деятельности ... " составляет 13.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и правилами действовавшей в период разрешения заявления главы 24 ГПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия принципам, установленным нормативно-правовыми актами, могут обжаловаться в судебном порядке.
Признавая не действующим пункт 27 приложения 1 к решению от 04.04.2013 N 40 в редакции решения от 23.09.2014 N 81, суд исходил из того, что он противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. N 582, Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008г. N 710-п, имеющими большую юридическую силу.
С этими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года (т.е. в период принятия оспариваемого нормативного акта) пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также в период принятия оспариваемого нормативного акта действовали положения ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 установлены Основные принципы определения арендной платы земли.
Порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области определен Постановлением Правительства Ярославской области от 21.12.2008г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставляемые в аренду без торгов".
Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает расчет арендной платы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв.м.), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; площади земельного участка (кв. м.); коэффициента функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).
В соответствии с п. 2.3 указанного Порядка коэффициент функционального использования определяется органом местного самоуправления, в случаях предусмотренных данным Порядком.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Принцип экономической обоснованности предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582).
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования земли, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Согласно п.5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость может применяться при определении арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Формула расчета годовой арендной платы, установленная пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области, предусматривает применение кадастровой стоимости земельного участка: Ави = УПКСЗви x S x К, где "Ави" - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.); "УПКСЗви" - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; "S" - площадь земельного участка; "К" - коэффициент функционального использования.
То есть формула изначально предусматривает применение удельного показателя кадастровой стоимости как самостоятельной величины при расчете годовой арендной платы.
Формула предусматривает также использование коэффициента функционального использования. При этом указанный Порядок предписывает определять этот коэффициент на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа), т.е. критерии определения коэффициента свидетельствуют о том, что этот коэффициент является экономической составляющей формулы расчета годовой арендной платы.
В подтверждение соблюдения принципов, установленных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582, в том числе и принципа экономической обоснованности, Думой Ростовского муниципального района суду представлен технический отчет с расчетами коэффициентов функционального использования, выполненный МКУ РМР "Агентство земельных правоотношений".
Однако из анализа данного технического отчета видно, что коэффициенты функционального использования определены, как отношение средней рыночной стоимости арендной платы 1 кв.м. земельного участка к средней кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка.
Объективные данные, подтверждающие за какой период применены арендные платежи для расчетов и сам порядок расчета среднего значения арендной платы, в отчете отсутствует, оценка доходности земельного участка не производилась. Также в отчете отсутствует многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, не произведен анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Из формулы расчета коэффициента следует, что орган местного самоуправления не использовал данные критерии, а исходил исключительно из повторного использования удельного показателя кадастровой стоимости земли и ставки арендной платы на землю на 2012г.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что представленный Думой Ростовского муниципального района в подтверждении обоснованности установления коэффициента функционального использования технический отчет не соответствует принципу экономической обоснованности.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, орган местного самоуправления при расчете коэффициента исходил из указанных выше принципов и критериев, закрепленных в Порядке определения арендной платы земли на территории Ярославской области.
Ссылка в жалобе на то, что фактически судом осуществлялась не проверка нормативного акта, а проверка технического отчета по определению коэффициентов функционального использования к ставкам арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального района и собственность на которые не разграничена, судебной коллегией признается несостоятельной.
Так как при принятии оспариваемого решения Дума Ростовского муниципального района руководствовалась указанным техническим отчетом, которым определены коэффициенты функционального использования и который суд первой инстанции оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ (ст. 84 КАС РФ).
Таким образом, введение рассматриваемых значений коэффициента функционального использования земельного участка без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении его размера, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области, имеющих большую юридическую силу, и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда о признании пункт 5 приложения 3 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в ред. решения Думы РМР ЯО от 28.11.2013 года N 117 не соответствующими основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" являются верными, так как установление коэффициента функционального использования в части величины, превышающей значение 1,26 было осуществлено без какого-либо экономического обоснования, что и не оспаривалось представителями Думы Ростовского муниципального района, судебное решение в указанной части не оспаривается.
Вместе с тем резолютивная часть решения подлежит уточнению, так как в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд обязан был указать с какого времени оспоренная часть нормативного правового акта не действует.
Такие же требования содержатся в п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ.
Поскольку до вынесения судебного решения оспариваемые положения нормативного акта применялись, порождая правовые последствия, оспариваемое положение нормативного акта не подлежит применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 11 сентября 2015 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Признать пункт 5 приложения 3 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в ред. решения Думы РМР ЯО от 28.11.2013 года N 117 и пункт 27 приложения N 1 в части слов:"строительство объектов, относящихся к торговой деятельности" к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" ( в ред. решения Думы РМР от 23.09.2014 года N 81) в части величины коэффициентов функционального использования, превышающее значение "1,26" не соответствующими основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу".
Апелляционную жалобу Думы Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 11 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.