Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Ломтевой Л.С.,
судей Суринова М.Ю., Преснова В.С.,
при секретаре Кадыковой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 24 ноября 2015 года
административное дело по апелляционной жалобе Думы Ростовского муниципального района ЯО, апелляционному представлению Ростовского межрайонного прокурора на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 13 июля 2015 года, которым постановлено:
Признать пункт 27 Приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.09.2014 N 81 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение "0,66", не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, незаконным.
Заслушав доклад судьи Суринова М.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N Шайтанову М.М. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 628кв.м. целевое назначение для строительства магазина сувенирной продукции кадастровый номер N.
Размер арендной платы в 2013г. составлял ... руб. . коэффициент функционального использования составлял 0,66.
Размер арендной платы в 2014г. составлял ... руб. , коэффициент функционального использования составлял 4,7.
Размер арендной платы в 2015г. составляет ... руб. , коэффициент функционального использования составляет 13.
Таким образом, в 2014г. по сравнению с 2013г. арендная плата увеличилась более чем в 7 раз, коэффициент функционального использования земель увеличился более чем в 7 раз.
Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 03.06.2015 года пункт 5 Приложения N2 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 04.04.2013 N40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории РМР" (с изм. и доп.) в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение "0,52", не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, и не действующим в этой части.
Таким образом, в 2015г. по сравнению с 2013г. арендная плата увеличилась в 20 раз, коэффициент функционального использования земель увеличился в 20 раз.
Решением Думы Ростовского муниципального района 04.04.2013 N40 утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района, которые подлежат применению с 01.01.2013 года.
Решением Думы Ростовского муниципального района 23.09.2014 N81 внесены изменения в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 г. N 40.
В п.27 Приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района 23.09.2014 N81 определен соответствующий коэффициент по виду разрешенного использования "Строительство объектов относящихся к торговой деятельности" в размере 13.
Шайтанов М.М. обратился в суд с заявлением, просит признать пункт 27 Приложения N1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.09.2014 N81 О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение "0,66", не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, и не действующим в этой части с момента применения.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционном представлении Ростовского межрайонного прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального и материального права, а именно, что в нарушение ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ГПК РФ и в редакции, действующей на момент рассмотрения дела), данное дело было рассмотрено судом без участия представителя органов прокуратуры, извещение о дате и времени рассмотрения дела в Ростовскую межрайонную прокуратуру не поступало. Также в нарушение части 2 ст.253 ГПК РФ в резолютивной части решения суда не указана дата, с которой оспариваемый пункт нормативного правового акта признан недействующим.
В апелляционной жалобе Думы Ростовского муниципального района Ярославской области также ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права, по дело было рассмотрено судом без участия представителя органов прокуратуры, который не был привлечен к участию в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав, представителя Думы Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Ганьжину Л.В., представителя МКУ Ростовского района "Агентство земельных правоотношений" по доверенности Морокуева А.В., прокурора Соболевского М.Г., представителя заявителя по доверенности Бурсина В.В., изучив материалы дела, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, до вступления в законную силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее - КАС РФ). Поэтому при проверке законности и обоснованности решения суда подлежат применению нормы ГПК РФ, регламентировавшие порядок производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
В соответствии с действовавшей в период разрешения заявления частью 2 статьи 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Заявитель является арендатором земельного участка, переданного ему муниципальным образованием для строительства магазина сувенирной продукции. Поэтому оспариваемое положение нормативного акта непосредственно затрагивает его права. В связи с чем, он вправе оспаривать данный нормативный акт.
Решением Думы Ростовской муниципального района от 23.09.2014г. N 81 Приложение N 2 к решению Думы РМР от 04.04.2013г. N 40 признано утратившим силу с 01.01.2015г. в связи с внесением изменений в решение от 04.04.2013г. и установлением новых коэффициентов.
Пунктом 27 Приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.09.2014г. N 81 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничены, расположенных на территории Ростовского муниципального района" определен соответствующий коэффициент по виду разрешенного использования "Строительство объектов относящихся к торговой деятельности" в размере 13.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и правилами действовавшей в период разрешения заявления главы 24 ГПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия принципам, установленным нормативно-правовыми актами, могут обжаловаться в судебном порядке.
Признавая незаконным оспариваемое положение нормативного акта, принятого Думой Ростовского муниципального района, суд исходил из того, что эти положения противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. N 582, Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008г. N 710-п, имеющими большую юридическую силу.
С этими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 года (т.е. в период принятия оспариваемого нормативного акта) пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также в период принятия оспариваемого нормативного акта действовали положения ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 установлены Основные принципы определения арендной платы земли.
Порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области определен Постановлением Правительства Ярославской области от 21.12.2008г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставляемые в аренду без торгов".
Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает расчет арендной платы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв.м.), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; площади земельного участка (кв. м.); коэффициента функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).
В соответствии с п. 2.3 указанного Порядка коэффициент функционального использования определяется органом местного самоуправления, в случаях предусмотренных данным Порядком.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Принцип экономической обоснованности предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582).
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования земли, являясь одним из показателей расчета годовой арендной платы, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Согласно п.5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость может применяться при определении арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Формула расчета годовой арендной платы, установленная пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области, предусматривает применение кадастровой стоимости земельного участка: Ави = УПКСЗви x S x К, где "Ави" - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.); "УПКСЗви" - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; "S" - площадь земельного участка; "К" - коэффициент функционального использования.
То есть формула изначально предусматривает применение удельного показателя кадастровой стоимости как самостоятельной величины при расчете годовой арендной платы.
Формула предусматривает также использование коэффициента функционального использования. При этом указанный Порядок предписывает определять этот коэффициент на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа), т.е. критерии определения коэффициента свидетельствуют о том, что этот коэффициент является экономической составляющей формулы расчета годовой арендной платы. Из формулы расчета коэффициента следует, что орган местного самоуправления не использовал данные критерии, а исходил исключительно из повторного использования удельного показателя кадастровой стоимости земли и ставки арендной платы на землю на 2012г.
Тем самым, указанный коэффициент подразумевает необходимость экономического обоснования его размера с учетом принципов, установленных Правительством РФ.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, орган местного самоуправления при расчете коэффициента исходил из указанных выше принципов и критериев, закрепленных в Порядке определения арендной платы земли на территории Ярославской области.
В силу вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что введение рассматриваемых значений коэффициента функционального использования земельного участка без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении его размера, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области, имеющих большую юридическую силу.
Вместе с тем резолютивная часть решения подлежит уточнению, так как в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд обязан был указать с какого времени оспоренная часть нормативного правового акта не действует.
Такие же требования содержатся в п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ.
Поскольку до вынесения судебного решения оспариваемые положения нормативного акта применялись, порождая правовые последствия, оспариваемое положение нормативного акта не подлежит применению со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Согласно ч.2 ст. 252 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, прокурор участвует в настоящем деле путем вступления в уже рассматриваемое судом дело для дачи заключения по делу.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При рассмотрении указанного выше дела прокурор вступил в процесс, принятым решением вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле не разрешался, а потому и правовых оснований для отмены принятого решения не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 13 июля 2015г. изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Признать пункт 27 Приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23.09.2014 N 81 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение "0,66", не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу".
В остальной части решение Ростовского районного суда Ярославской области от 13 июля 2015 оставить без изменения, а апелляционное представление Ростовского межрайонного прокурора и апелляционную жалобу Думы Ростовского муниципального района ЯО на указанное решение - удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.