Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Поздняковой Т.В.
судей Бритвич Ю.С., Кашиной Л.И.
при секретаре Бодровой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 30 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - ЯРО Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 7 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Дзержинского района г.Ярославля в интересах Камышевой О.В. к ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ удовлетворить.
Обязать ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Камышеву О.В. техническими средствами реабилитации - обувь ортопедическая сложная".
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
установила:
Камышева О.В. является инвалидом второй группы бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 13.09.2012 г. N 3399 Камышевой О.В. рекомендованы технические средства реабилитации: туфли ортопедические женские, ботинки ортопедические утепленные женские.
ДД.ММ.ГГГГ Камышева О.В. обратилась в ГУ Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации - полуботинками ортопедическими сложными без утепленной подкладки.
ГУ - ЯРО ФСС выдано уведомление о постановке Камышевой О.В. на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации N от ДД.ММ.ГГГГ
Однако направление на получение обуви ортопедической Камышевой О.В. не было выдано.
Прокурор Дзержинского района города Ярославля обратился в суд с иском в интересах Камышевой О.В. к ГУ - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить Камышеву О.В. техническим средством реабилитации - обуви ортопедической сложной за счет средств федерального бюджета.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен ответчик ГУ ЯРО Фонда социального страхования РФ. В апелляционной жалобе заявитель просят решение суда отменить, принять по делу новое решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ ЯРО ФСС РФ по доверенности Развий Л.Н., возражения Камышевой О.В. и прокурора Захаровой А.В. против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Дзержинского района города Ярославля, обратившегося в суд с иском в интересах Камышевой О.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГУ ЯРО Фонда социального страхования РФ не исполнило возложенные на него законом обязанности по обеспечению Камышевой О.В. техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации инвалида, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы.
В соответствии со ст. 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и друг реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 9 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусмотрен такой вид технического средства реабилитации как ортопедическая обувь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами/кроме зубных протезов, протезно-ортопедическими изделиями, согласно которому на уполномоченный орган возложена обязанность рассматривать заявление инвалида о предоставлении средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Из материалов дела следует, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 13.09.2012 г. Камышевой О.В. рекомендованы технические средства реабилитации - туфли ортопедические. ДД.ММ.ГГГГ Камышева О.В. была поставлена на учет, Фондом направлено уведомление о постановке на учет, однако одновременно с уведомлением заявителю не было выслано направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).
Установлено, что направление на получение ортопедического изделия было выдано ответчиком Камышевой О.В. только ДД.ММ.ГГГГ само ортопедическое изделие было предоставлено истцу ДД.ММ.ГГГГ т.е. после вынесения судом решения, что свидетельствует о нарушении прав гражданина, нуждающегося в техническом средстве реабилитации.
Согласно п. 15(1) Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Однако, каких-либо доказательств отсутствия у Фонда возможности предоставить истцу ортопедическую обувь материалы дела не содержат, напротив, ответчиком заявление Камышевой О.В. об обеспечении ее техническим средством реабилитации было принято.
Из приложенных к иску материалов надзорного производства следует, что непредоставление истцу направления на получение ортопедической обуви вызвано подготовкой конкурсной документации для определения организации, обеспечивающей техническим средством реабилитации.
Таким образом, указанными Правилами не предусмотрены обстоятельства, освобождающие Фонд социального страхования от выполнения обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации инвалида, обратившегося в Фонд с соответствующим заявлением и принятого Фондом на учет. Статья 11 указанного Закона предоставляет право самому инвалиду принимать решение о самостоятельном обеспечении себя техническим средством реабилитации и получением компенсации стоимости приобретенного технического средства.
Доводы жалобы о распределении технических средств реабилитации в порядке очередности по дате подачи заявления инвалидом и об удовлетворении судом требований Камышевой О.В. без учета очередности ранее поданных заявок иными инвалидами являются необоснованными.
Согласно ст. 9 ФЗ "О "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Из указанной нормы следует, что одной из целей реализации положений указанного Закона является возможно более полная компенсация ограничения жизнедеятельности инвалида, следовательно, обязанность ответчика обеспечить Камышеву О.В. техническим средством реабилитации возникла после истечения срока эксплуатации ранее выданной ортопедической обуви и обращения Камышевой О.В. за получением нового технического средства реабилитации. Исполнение указанной обязанности не ставится указанным Законом в зависимость от количества поданных иными инвалидами заявок и объема финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации.
Из материалов дела следует, что срок эксплуатации ранее выданной обуви истек ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем Камышева О.В. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ однако ответчик своевременно не предоставил соответствующее техническое средство реабилитации, исполнив свою обязанность лишь ДД.ММ.ГГГГ
В целом доводы жалобы являются несостоятельными, повторяют правовую позицию Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, изложенную в суде первой инстанции, основаны на неправильном понимании положений ФЗ "О социальной защите инвалидов" в РФ", оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ГУ - ЯРО Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 7 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.