Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.,
судей: Авериной Е.Г., Костиной Л.И.,
при секретаре: М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Енотаевском районе Астраханской области
на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Гуторовой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Енотаевском районе Астраханской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,
установила:
Гуторова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что Управлением Пенсионного фонда РФ в Енотаевском районе Астраханской области ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по основанию отсутствия специального стажа. Из подсчета льготного стажа исключены периоды ее работы с 1 сентября 1982 года по 1 сентября 1983 года в должности старшей пионервожатой средней школы "данные изъяты", с 20 сентября 1988 года по 14 ноября 1988 года в должности воспитателя ясли-сада " "данные изъяты"" г. "данные изъяты", с 28 сентября 1989 года по 18 октября 1989 года в должности учителя "данные изъяты", с 5 мая 1997 года по 10 августа 2002 года, 8 октября 2002 года по 10 января 2009 года в должности организатора по учебно-воспитательной работе в "данные изъяты"". С отказом не согласна, просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Енотаевском районе Астраханской области об отказе включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии спорные периоды ее работы незаконным; обязать включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, указанные периоды, назначить пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Гуторова С.В. поддержала исковые требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Енотаевском районе Астраханской области Захарова Н.Ю. иск не признала.
Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Гуторовой С.В. удовлетворены, решение Управления Пенсионного фонда РФ в Енотаевском районе Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. На ответчика возложена обязанность по включению в подсчет специального стажа вышеуказанных периодов работы истца и назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Енотаевском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, поскольку спорные периоды работы истца в должности старшей пионервожатой средней школы "данные изъяты", в должности воспитателя ясли-сада " "данные изъяты" г. "данные изъяты" не подтвержден льготными справками. Периоды работы в должностях учителя запаса районо, организатора по учебно-воспитательной работе в "данные изъяты" не могут быть включены в подсчет специального стажа, так как не поименованы Списком. Кроме того, в индивидуальных сведениях Гуторовой С.В. за период работы с 1 октября 2012 года по 31 января 2013 года не указан код выслуги лет.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика Кириллова С.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Гуторовой С.В., не согласившейся с жалобой, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Права и свободы человека являются непосредственно действующими (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Гуторова С.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Енотаевском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из решения комиссии по назначению пенсий Управления Пенсионного фонда РФ в Енотаевском районе Астраханской области N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что специальный стаж Гуторовой С.В. связанный с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей составляет 13 лет 5 месяцев 5 дней. Из подсчета специального стажа исключены периоды ее работы с 1 сентября 1982 года по 1 сентября 1983 года в должности старшей пионервожатой средней школы "данные изъяты"; с 20 сентября 1988 года по 14 ноября 1988 года в должности воспитателя ясли-сада " "данные изъяты"" г. "данные изъяты"; с 28 сентября 1989 года по 18 октября 1989 года в должности учителя запаса "данные изъяты"; с 5 мая 1997 года по 10 августа 2002 года, 8 октября 2002 года по 10 января 2009 года в должности организатора по учебно-воспитательной работе в "данные изъяты"", в связи с чем Гуторовой С.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию отсутствия требуемого стажа.
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Гуторова С.В. осуществляет педагогическую деятельность, пользуется всеми льготами, как педагогический работник, характер ее трудовой деятельности связан с педагогической деятельностью, что является юридически значимым обстоятельством для назначения истцу пенсии ранее установленного возраста.
Отказывая истцу во включении в подсчет специального стажа спорных периодов ее работы, пенсионный орган сослался на то, что включение указанных периодов в специальный стаж Гуторовой С.В. не предусмотрены законодательством.
Признавая отказ пенсионного органа в этой части незаконным, районный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-Ф3 "О страховых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 1 статьи 11 указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения о включении в подсчет специального стажа истца периодов ее работы с 1 сентября 1982 года по 1 сентября 1983 года в должности старшей пионервожатой средней школы "данные изъяты" и с 20 сентября 1988 года по 14 ноября 1988 года в должности воспитателя ясли-сада " "данные изъяты"" г. "данные изъяты" несостоятельны по следующим основаниям.
В указанный период времени действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в числе прочих, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при условии если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное Постановление Совета Министров СССР действовало до 1 октября 1993 года и было отменено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по поводу правовой определенности и связанной с ней предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а также то, что действующим ранее пенсионным законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности пионервожатой в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также факт работы истицы на штатной должности пионервожатой в общеобразовательной школе, пионерском лагере и наличие у нее на момент обращения за назначением пенсии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным выше Положением, законность и обоснованность вывода суда о необходимости удовлетворения исковых требований в части включения периода работы Гуторовой С.В. в должности старшей пионервожатой средней школы в "данные изъяты" с 1 сентября 1982 года по 1 сентября 1983 года не вызывает сомнений.
Включая в подсчет специального стажа период работы Гуторовой С.В. в должности воспитателя в ясли-сад " "данные изъяты"" г. "данные изъяты", районный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-Ф3 "О страховых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определен порядок реализации статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе: Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список N 463) и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Данными Списками предусмотрена должность воспитателя, учреждения для детей поименованы как: школы-детские сады, детские сады, сады-ясли, детские ясли (Список N 463), детский сад, начальная школа - детский сад (Список N 1067), детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; начальная школа (школа) - детский сад (Список N 781).
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)
По сведениям архивной справки Коммунального государственного учреждения "Государственный архив города Шахтинск" от ДД.ММ.ГГГГ N N Гутова С.В. в период с 20 сентября 1988 года по 14 ноября 1988 года работала воспитателем в ясли-сад " "данные изъяты"" г. "данные изъяты".
Таким образом, районный суд руководствуясь вышеназванными нормами, исходил из того, что в ясли-саду " "данные изъяты"" г. "данные изъяты" Гуторова С.В. занималась педагогической деятельностью, в связи с чем, период данной работы подлежит включению в стаж, дающий прав на досрочное назначение пенсии.
Удовлетворяя исковые требования истца о включении в подсчет ее специального стажа периода работы с 28 сентября 1989 года по 18 октября 1989 года в должности учителя запаса "данные изъяты", суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды, выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке 2002 года, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также абзацу 2 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из трудовой книжки Гуторовой С.В. следует, что в период с 28 сентября 1989 года по 18 октября 1989 года она занимала должности учителя запаса "данные изъяты".
Аналогичные сведения содержит справка администрации муниципального образования "Черноярский район" управление образования от ДД.ММ.ГГГГ N N, в которой также указано, что истец в спорный период вела математику в Черноярской средней школе.
Вопреки доводам жалобы, в материалы дела представлена справка, уточняющая характер работ, в связи с чем указанный период правильно включен в подсчет специального стажа.
Включая в подсчет специального стажа периодов работы истца с 5 мая 1997 года по 10 августа 2002 года, с 8 октября 2002 года по 10 января 2009 года в должности организатора по учебно-воспитательной работе в "данные изъяты"", районный суд исходил из того, что Положениями подпункта "б" пункта 8 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрено, что в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Таким образом, в указанные периоды Гуторова С.В. осуществляла педагогическую деятельность, что подтверждается представленной в материалы дела должностной инструкцией по учебно-воспитательной работе, в связи с чем районный суд правомерно включил данные период в подсчет специального стажа истца.
Доводы жалобы относительно невозможности включения в подсчет специального стажа Гуторовой С.В. периода ее работы с 1 октября 2002 года по 31 января 2013 года в связи с отсутствием кода выслуга лет не могут повлечь отмену решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона страхователями являются юридические лица.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 8 Закона).
Из смысла приведенных норм следует, что индивидуальный персонифицированный учет имеет целью упрощение процедуры назначения пенсии застрахованным лицам, а, следовательно, отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж.
Кроме того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя. Пенсионный фонд в свою очередь обязан требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных работодателем.
Следовательно, отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета не может лишать истца права на включение указанного периода в ее страховой и специальный стаж.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Все доводы представителя ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении. Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценил собранные доказательства в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и положениями статьи 19, частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, решение районного суда, проверенное в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Енотаевского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Енотаевском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.