Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.,
судей: Лапшиной Л.Б., Стус С.Н.,
при секретаре: Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области
на решение Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Пастушковой С.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области о включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной пенсии,
установила:
Пастушкова С.М. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения. Из подсчета льготного стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 октября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 16 декабря 1994 года по 28 декабря 1994 года, со 2 октября 1995 года по 1 декабря 1995 года, с 12 мая 2008 года по 5 июня 2008 года, с 1 апреля 2009 года по 30 июня 2009 года, с 19 мая 2014 года по 20 июня 2014 года; в календарном порядке включены периоды работы с 1октября 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности акушерки "данные изъяты" амбулатории, с 31 мая 2012 года по 18 мая 2014 года, с 21 июня 2014 года по 28 мая 2015 года в должности медицинской сестры-анестезиста выездной бригады специализированной скорой медицинской помощи ГБУЗ " "данные изъяты"", с 18 февраля 1991 года по 4 июля 1992 года нахождение в отпуске по уходу за ребенком. С отказом пенсионного органа не согласна, просит включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 октября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 16 декабря 1994 года по 28 декабря 1994 года, со 2 октября 1995 года по 1 декабря 1995 года; период работы с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности акушерки "данные изъяты" амбулатории, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 февраля 1991 года по 4 июля 1992 года в льготном порядке, как 1 год за 1 год 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период с 12 мая 2008 года по 5 июня 2008 года, с 1 апреля 2009 года по 30 июня 2009 года, с 19 мая 2014 года по 20 июня 2014 года, периоды работы в должности медицинской сестра-анестезиста выездной бригады специализированной скорой медицинской помощи ГБУЗ " "данные изъяты"" с 31 мая 2012 года по 18 мая 2014 года, с 21 июня 2014 года по 28 мая 2015 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев и назначить пенсию с даты обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Пастушкова С.М. поддержала исковые требования.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области Подобедов А.А. исковые требования не признал.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Пастушковой С.М. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, поскольку включение спорных периодов работы истца не подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как не предусмотрены действующим законодательством.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика Подобедова А.А., поддержавшего доводы жалобы, Пастушковой С.М. и ее представителя Паньковой Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней основаниям.
Права и свободы человека являются непосредственно действующими (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из материалов дела следует, что Пастушкова С.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность как в городе, так и в сельской местности.
Решением ГУ УПФ РФ в Наримановском районе Астраханской области от 27 августа 2015 гожа N N Пастушковой С.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца составил 27 лет 8 месяцев 24 дня. Из подсчета специального стажа Пастушковой С.М. исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25 октября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 16 декабря 1994 года по 28 декабря 1994 года, со 2 октября 1995 года по 1 декабря 1995 года, с 12 мая 2008 года по 5 июня 2008 года, с 1 апреля 2009 года по 30 июня 2009 года, с 19 мая 2014 года по 20 июня 2014 года; в календарном порядке включены периоды работы с 1октября 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности акушерки "данные изъяты" амбулатории, с 31 мая 2012 года по 18 мая 2014 года, с 21 июня 2014 года по 28 мая 2015 года в должности медицинской сестры-анестезиста выездной бригады специализированной скорой медицинской помощи ГБУЗ " "данные изъяты"", с 18 февраля 1991 года по 4 июля 1992 года нахождение в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с подпунктами 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно абзацу 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого Постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Из трудовой книжки Пастушковой С.М. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в должности акушерки "данные изъяты" районной больницы Астраханской области ( "данные изъяты" районной больницы "данные изъяты" района), "данные изъяты" врачебной амбулатории.
При таких обстоятельствах период работы истицы в должности акушерки в "данные изъяты" врачебной амбулатории с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
Удовлетворяя исковые требования истца о включении в подсчет специального стажа периодов ее работы в должности медицинской сестры-анестезиста выездной бригады специализированной скорой медицинской помощи ГБУЗ " "данные изъяты"" с 31 мая 2012 года по 18 мая 2014 года, с 21 июня 2014 года по 28 мая 2015 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, районный суд правильно исходил из следующего.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением указанных случаев применения льготного порядка исчисления стажа работы, к которым в том числе относятся и лица, работавшие в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, где год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, льготный порядок исчисления стажа (один год работы в указанных должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев) установлен медицинским сестрам палатным (в том числе старшим медицинским сестрам-анестезистам отделений (групп палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пастушкова С.М. принята на должность младшей медицинской сестры палатной в отделение анестезиологии-реанимации в МУЗ " "данные изъяты"", 1 июля 2009 года переведена на должность медицинской сестры-анестезиста.
31 мая 2012 года принята в отделение экстренной и консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в выездную бригаду специализированной скорой медицинской помощи ГБУЗ " "данные изъяты"" на должность медицинской сестры-анестезиста, где работает по настоящее время.
Таким образом, спорные периоды работы подлежат включению в подсчет специального стажа в льготном порядке как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Включая в подсчет специального стажа в льготном исчислении периоды нахождения Пастушковой С.М. на курсах повышения квалификации с 25 октября 1994 года по 30 ноября 1994 года, с 16 декабря 1994 года по 28 декабря 1994 года, со 2 октября 1995 года по 1 декабря 1995 года, как 1 год за 1 год 3 месяца и с 12 мая 2008 года по 5 июня 2008 года, с 1 апреля 2009 года по 30 июня 2009 года, с 19 мая 2014 года по 20 июня 2014 года в льготном порядке как 1 года за 1 год 6 месяцев, районный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В спорные периоды Пастушкова С.М.находилась на курсах повышения квалификации, за ней был сохранен средний заработок, с которого работодателем произведены удержания, следовательно, указанные периоды правомерно были включены в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца и 1 год за 1 год 6 месяцев соответственно.
Кроме этого, суд обоснованно указал, что прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
Удовлетворяя исковые требования Пастушковой С.М. о включении в подсчет специального стажа в льготном порядке периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18 февраля 1991 года по 4 июля 1992 года, районный суд правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года " 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Как видно из трудовой книжки в период нахождения Пастушковой С.М. в отпуске по уходу за ребенком она работала акушеркой в Наримановской центральной районной больнице Астраханской области.
Исходя из вышеназванных положений закона и поскольку судом периоды работы истицы акушеркой в Наримановской центральной районной больнице Астраханской области включены в подсчет специального стажа в льготном порядке, то период нахождения в отпуске по уходу за ребенком также подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца.
Поскольку специальный стаж истца с учетом включенных судом спорных периодов в льготном порядке составил на момент обращения в пенсионный орган более 30 лет и, учитывая наличие у нее необходимого страхового стажа, вывод суда об обязанности назначить Пастушковой С.М. досрочную пенсию является правомерным.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Все доводы представителя ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, проверены судом надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении. Иных доводов к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценил собранные доказательства в полном соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и положениями статьи 19, частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, решение районного суда, проверенное в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в Наримановском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.