Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Кауровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муштаева В.Н., Зайцева В.Л. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области" о признании права на перерасчет пенсии с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с "дата изъята" по "дата изъята" , обязании выплатить денежные средства,
по апелляционной жалобе истца Муштаева В.Н и представителя истца Зайцева В.Л. - Муштаева В.Н. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Муштаев В.Н. и Зайцев В.Л. обратились в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области", требуя признать за ними право на перерасчет пенсии с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с "дата изъята" по "дата изъята" ; обязать ответчика выплатить Зайцеву В.Л. (данные изъяты).; обязать ответчика выплатить Муштаеву В.Н. (данные изъяты).
В обоснование требований указали, что являются военными пенсионерами. В период с "дата изъята" по "дата изъята" им неправильно выплачивалась пенсия, в указанный период не был произведен пересчет пенсии в связи увеличением оклада по воинскому званию. Согласно п. "б" статьи 49 Закона РФ "О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей на момент перерасчета пенсии) пенсии, назначенные лицам указанных в статье 1 Закона РФ, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия, соответствующей категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с увеличением. Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению МО РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) с соблюдением единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих воинскую службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции" с 01.07.1999 месячные оклады в соответствии с воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) установлены согласно приложению N 1. Решением Верховного Суда РФ пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 N 72 в части, предусматривающий повышение военнослужащим окладов по воинским званиям только лишь с 01.07.1999, признан не соответствующим абз. 2 п. 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В силу абз. 2 п. 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оклады по первичным воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01.01.1999 окладов по воинским званиям. Считают, требование абз. 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для Военного комиссариата Иркутской области, производившего начисление пенсии. Размер недоплаты пенсии Зайцеву В.Л. за период с "дата изъята" по "дата изъята" составил (данные изъяты). Размер недоплаты пенсии Муштаеву В.Н. за период с "дата изъята" по "дата изъята" составил (данные изъяты).
В судебное заседание истец Зайцев В.Л., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Истец и представитель истца Зайцева В.Л. - Муштаев В.Н. заявленные требования поддержал. Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" Олюнин Д.И., Шаврова М.В. исковые требования не признали.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 07.07.2015 исковые требования Муштаева В.Н. и Зайцева В.Л. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец и представитель истца Зайцева В.Л. - Муштаев В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам иска. Не согласен с отказом в удовлетворении ходатайства о привлечении к судебному разбирательству и допросе военного прокурора Иркутского гарнизона.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" Шаврова М.В. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с подпунктом "б" части 1 ст. 49 указанного Закона РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01.07.2000) на Правительство Российской Федерации возложена обязанность в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона.
В силу ст. 12 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.07.2000) размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 N 1638 Правительству Российской Федерации предписано повысить с 01.01.1999 в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, и с 01.07.1999 - в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" произведено повышение с 01.01.1999 в 1,62 раза месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, с 01.07.1999 месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) установлены согласно приложению N 1.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 N 72 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 признан недействительным как не соответствующий абзацу 2 пункта 12 ст. 12 Закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Муштаев В.Н. и Зайцев В.Л. являются пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации и получают пенсию за выслугу лет.
Согласно расчетным листкам Муштаева В.Н., справке о размере пенсии за выслугу лет Зайцева В.Л. ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 N 72 произведен перерасчет размера пенсии истцов с "дата изъята" , а затем с "дата изъята" .
Разрешая спор и отказывая Муштаеву В.Н. и Зайцеву В.Л. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01.07.2000) размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определялись Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. Поскольку за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 и в дальнейшем Правительством Российской Федерации, наделенным полномочиями по определению размеров окладов, после принятия Верховным Судом Российской Федерации решения от 20.10.1999 каких-либо нормативно-правовых актов, касающихся повышения окладов военнослужащих не принималось, у ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" не имелось правовых оснований для перерасчета размера пенсии Муштаеву В.Н. и Зайцеву В.Л. за период с "дата изъята" по "дата изъята" в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию. Признание решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 72 недействительным (незаконным) в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 само по себе не свидетельствует о наличии у истцов права на перерасчет пенсии с "дата изъята" по "дата изъята" .
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении судом норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. Учитывая, что за период с "дата изъята" по "дата изъята" Правительством Российской Федерации, наделенным полномочиями по принятию решений о повышении окладов, правовых актов о повышении окладов по воинским званиям не принималось, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.