Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
Судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016
года апелляционную жалобу Иорданской А.В. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 ноября 2015 года по делу по иску Иорданской А.В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, обязании присвоить статус многодетной матери,
заслушав доклад судьи Немовой Т. А.,
объяснения Иорданской А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Иорданская А.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, просила признать незаконным решение Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 05.08.2015 г. об отказе в присвоении ей статуса многодетной матери, обязать выдать удостоверение многодетной матери и предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование требований указала, что является матерью троих детей, проживает с семьей в г. Балашиха Московской области в служебном жилом помещении, предоставленном ей и членам ее семьи решением жилищной комиссии ЦКГ ФТС России. В выдаче удостоверения многодетной матери ей отказано со ссылкой на то, что она и члены ее семьи не имеют регистрации по месту жительства в Московской области. Между тем, факт постоянного проживания её с семьей на территории Московской области в г. Балашиха с 2009 г. установлен решением Балашихинского городского суда от 05.06.2015г.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Балашихинского городского суда от 17 ноября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Иорданская А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В заседании судебной коллегии истица доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика о месте, дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен; в заседание судебной коллегии не явился.
Определением судебной коллегии, занесенным в протокол судебного заседания, принято решение о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие не явившегося лица, учитывая его надлежащее извещение.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что Иорданская А.В. является матерью троих несовершеннолетних детей: Трениной Е.К., 2002 г.р., Тренина Г.К. 2010 г.р., Тренина С.К. 2012 г.р.
Истица и члены ее семьи с 2009 г. зарегистрированы по месту пребывания и фактически проживают в служебном жилом помещении по адресу: "данные изъяты", предоставленном истице и семьей на основании решения жилищной комиссии ЦКГ ФТС России от 07.07.2009 г. Местом их регистрации по месту жительства является квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты".
Судом установлено, что решением суда от 05 июня 2015 г. установлен юридический факт постоянного проживания истицы и её троих несовершеннолетних детей на территории Московской области в г. Балашиха, с августа 2009 года.
17 июля 2015 г. истица, представив необходимый пакет документов, обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о постановке её на учет в качестве многодетной матери и выдаче удостоверения многодетной матери. В удовлетворении заявления истице отказано со ссылкой на Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", распространяющийся только на граждан РФ, имеющих место жительство в Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что установление юридического факта постоянного проживания на территории Московской области не является основанием для предоставления социальных льгот, поскольку требуемые истицей меры социальной поддержки предоставляются исключительно по месту жительства, которое у истицы находится в Ярославской области.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку оно не соответствует требованиям законности и обоснованности (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, имеющим место жительства в Московской области на основании удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 N294/13 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
В соответствии с пунктом 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" судом не принято во внимание, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 06.10.2008 года N619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
С учетом изложенного, имея в виду, что фактическим местом жительства истицы и членов ее семьи является служебное жилое помещение, расположенное в г. Балашиха Московской области, которое предоставлено без права регистрации по месту жительства, дети истицы посещают образовательные и спортивные учреждения в г. Балашихе, наблюдются в детской поликлинике г. Балашиха, в другом регионе семья истицы не получает льготы как многодетная семья, ее право на получение удостоверения должно быть реализовано субъектом Российской Федерации по месту фактического проживания Министерством социальной защиты населения Московской области.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, ... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Таким образом, данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное судебная коллегия находит постановленное судом первой инстанции решение подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 ноября 2015 года отменить, постановить по делу новое решение.
Исковые требования Иорданской А.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 05.08.2015 г. об отказе в присвоении Иорданской А.В. статуса многодетной матери.
Обязать Министерство социального развития Московской области присвоить Иорданской А.В. статус многодетной матери и выдать ей удостоверение многодетной матери.
Признать за Иорданской А.в. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от 12.01.2006 N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Апелляционную жалобу Иорданской А.В. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.