Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей - ФИО10
при секретаре ФИО7
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе УФМС России по РИ на решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате боевых действий они вынужденно покинули место постоянного проживания и временно обосновались на территории Республики Ингушетия, где им предоставлен статус вынужденных переселенцев и они систематически проходили переучет. При очередном обращении в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца они уведомлены о том, что статус вынужденного переселенца утрачен в связи с получением ими в 1999 г. долговременной беспроцентной возвратной ссуды в размере 29 808 руб. согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья". Просили обязать УФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения суда и включить в сводный список вынужденных переселенцев.
В судебном заседании административные истцы требования поддержали, просили их удовлетворить.
Решением суда требования удовлетворены.
На данное решение суда УФМС России по РИ подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене.
В заседание суда апелляционной инстанции ФИО2 и УФМС России по РИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили.
ФИО1 и ФИО3 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ"О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб. Таким образом, судебная коллегия рассматривает данное гражданское дело в соответствии с КАС РФ.
Из материалов дела следует, что административные истцы обратились в суд, ссылаясь на то, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. УФМС России по РИ сообщило об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением ими в 1999 г. долговременной беспроцентной возвратной ссуды в размере 23 808 руб. согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В своем письме об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев УФМС России по РИ ссылается на отсутствие у последних препятствий в жилищном обустройстве на новом месте.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993г. N 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В ходе судебного заседания установлено, что административные истцы покинули место постоянного проживания безвозвратно, социальное жилье или государственную помощь на восстановление (приобретение) жилья, кроме указанной возвратной ссуды, не получали, проживают в съемном жилье, нуждаются в жилищном обустройстве.
Утверждение ФИО9 о том, что они не обустроены на новом месте жительства и имеются препятствия для их жилищного обустройства представителем УФМС России по РИ также не опровергнуто, жилищная обустроенность не доказана, а согласно имеющимся сведениям административные истцы возвратили указанную сумму в полном объеме.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что к данному спору не может быть применен Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в редакции от 10 января 2016 г., согласно п. 3 ст. 5 которого срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 г. в силу ст. 4 ГК РФ, так как при рассмотрении спора в суде первой инстанции такая норма в Законе отсутствовала, а суд апелляционной инстанции проверяет правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 7 октября 1999 г. N 37"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 1999 года для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", которым на IV квартал 1999 г. распространено действие Постановления Госстроя России от 1 апреля 1999 г. N 22 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 1999 года для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", на момент получения указанной ссуды стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения в РИ составляла 2 800 руб. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2 заявители в составе семьи из 3-х человек не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади на 3 человек (при необходимых 36 м2 заявители могли приобрести лишь 10,7 м2, т.е. менее 3,6 м2 на человека). Полученная заявителями ссуда не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу незначительности.
Согласно подп. "ж" п. 5 и абз. 3 п. 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, включаются территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования административных истцов, законным и обоснованным, доводы жалобы не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия, оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по РИ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.