Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО13,
судей - ФИО15 и ФИО12,
при секретаре ФИО7
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе УФМС России по "адрес" на решение Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по "адрес".
Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия
установила:
Административные истцы в заявлении указывают, что миграционной службой они были наделены статусом вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, срок действия которого систематически продлевался, а в последний раз - до ДД.ММ.ГГГГ При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия указанного статуса Управлением ФМС России по "адрес" принято решение об отказе в связи с получением в 1999 году компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 135 000 руб. Полагая основание, изложенное в письменном отказе, необоснованным, поскольку полученная компенсация лишь частично возместила причиненный ущерб, административные истцы просили признать действия УФМС России по "адрес" неправомерными, обязать продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник УФМС России по "адрес" ФИО8 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у административных истцов обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.
Административные истцы ФИО9, ФИО10 и представитель административного ответчика УФМС России по "адрес", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Проверив обоснованность доводов жалобы, изучив материалы дела, выслушав административных истцов ФИО4 и ФИО11, просивших решение суда оставить в силе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Согласно ч. 5. ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В силу п. 1 ст. 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно п. 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления УФМС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 1999 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 135 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510, которым утвержден порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 указанного Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье. по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является, выяснение вопроса о соответствии выплаченной заявителям компенсации стоимости утраченного жилья, то есть давал ли размер этой компенсации возможность приобрести на момент ее выплаты другое жилье.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в "адрес" на 1999 г. составляла 12 кв.м.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на II квартал 1999 года для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по Северному Кавказу на II квартал 1999 года в размере 3 550 руб.
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Как усматривается из материалов дела, семья административных истцов на момент подачи заявления об оказании государственной поддержки состояла из четырех человек. Размер выплаченной им компенсации составляет 135 000 руб. Таким образом, на одного члена семьи приходится 9,5 кв.м. (135 000 руб. : 3550 руб. : 4 человек) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы, что свидетельствует о жилищной необустроенности их семьи.
Довод административных истцов о том, что у них имеются препятствия для жилищного обустройства, подтверждается материалами дела и административным ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах, с учетом норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" оставить без изменения.
Апелляционную жалобу УФМС России по "адрес" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.