Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Маркина А.В.,
при секретаре - Шарапове М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воробьевой М.Ю., Воробьевой Е.В., Воробьева Ю.В. к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконным распоряжения,
по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на решение Красноглинского районного суда г. Самара от 20 октября 2015 года, которым постановлено:
"Заявленные требования Воробьевой М.Ю., Воробьевой Е.В., Воробьева Ю.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 21.07.2015 N РД-755 "Об отказе в переводе в жилое помещение нежилого помещения (7 этаж, комнаты 20, 68, 69, 70) в "адрес"
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара восстановить нарушенные права и законные интересы Воробьевой М.Ю., Воробьевой Е.В., Воробьева Ю.В. путем возобновления работы по заявлению от 25.06.2015".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара - Пряничниковой Т.В. (по доверенности) поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Воробьевой М.Ю., Воробьева Ю.В., Овчинниковой (Воробьевой) Е.В. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воробьева М.Ю., Воробьева Е.В., Воробьев Ю.В. обратились в суд с административным иском к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара о признании распоряжения незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании совместного решения администрации и цехового профсоюзного комитета филиала ОАО "Моторостроитель" Винтайского машиностроительного завода, в 1991 году административным истцам выделен под застройку однокомнатной квартиры холл по адресу: "адрес" После проведения строительно-ремонтных работ истцы вселилась в изолированное помещение, зарегистрировались в нем по месту жительства. Для оплаты расходов по содержанию жилья и коммунальных услуг на жилое помещение на имя Воробьевой М.Ю. открыт лицевой счет N. В целях перевода нежилого помещения в жилое, административными истцами произведены работы, указанные в проекте N перепланировки и переустройства нежилого помещения, изготовленном ОАО "Самарагорпроект", которые соответствуют строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Спорный объект недвижимости, используемый в качестве жилого помещения (квартиры N), является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества 10.05.2001 за номером 013864 на основании Решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 10.05.2001 N 349. Действуя по доверенности от Департамента управления имуществом г.о. Самара, Воробьева М.Ю. обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о переводе спорного нежилого помещения в жилое, предоставив необходимые документы. Однако Распоряжением Департамента от 21.07.2015 N РД-755 отказано в переводе спорного нежилого помещения в жилое, в связи с несоблюдением предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения (согласно Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61, на земельный участок градостроительные регламенты не установлены). По мнению истцов, указанное решение департамента является незаконным, поскольку установление градостроительных регламентов на земельный участок под домом, где расположено спорное помещение зависит от Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара.
Ссылаясь на указанные обстоятельства административные истцы просили суд признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в осуществлении перевода нежилого помещения по адресу: "адрес" (7 этаж, комнаты 20, 68, 69, 70) в жилое, содержащийся в распоряжении от 21.07.2015 года NРД - 755; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение жилищных прав.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм права, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о. Самара - Пряничникова Т.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Воробьева М.Ю., Воробьев Ю.В., Овчинникова (Воробьева) Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Статьей 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения и жилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений отнесены в частности и принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Положениями статей 22, 23 ЖК РФ определены условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, которые осуществляются органом местного самоуправления при условии предоставления собственником, соответствующего помещения или уполномоченным им лицом документов, установленных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случаях предусмотренных ст. 24 ЖК РФ.
Из материалов дела видно, в 1991 году Воробьевой М.Ю. на состав семьи из четырех человек на основании совместного решения администрации и цехового профсоюзного комитета филиала ОАО "Моторостроитель" Винтайского машиностроительного завода, под застройку однокомнатной квартиры выделен холл по адресу: "адрес" что подтверждается выпиской из протокола от 15.03.1991 N 65 (л.д.24).
Установлено, что здание, расположенное по адресу: "адрес", 1977 года постройки использовалось как жилое - общежитие.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в указанном Положении требованиям.
Согласно Постановлению Администрации г.о. Самара от 11.11.2009 N 1762 от 17.12.2010 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в сфере градостроительной деятельности" принятие решений о переводе нежилых (жилых) помещений в жилые (нежилые) входит в компетенцию Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары.
Согласно выписки из реестра, предоставленной Департаментом управления имуществом г.о. Самара от 02.06.2015 N15-07-06/24917, объект недвижимости - нежилое помещение общей площадью 34.00 кв.м (7 этаж, комнаты 20, 68, 69, 70), используемое в качестве жилого помещения (квартира N расположенный по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества 10.05.2001 за номером 013864 на основании решения Департамента по управлению государственным имуществом Самарской области от 10.05.2001 N 349 (л.д.20).
Из справки ГУП Самарской области "ЕИРРЦ" N от 11.08.2015, следует, что Воробьева М.Ю. зарегистрирована в спорном помещении постоянно с 03.03.1992, Воробьева Е.В. - с 30.09.2003, Воробьев Ю.В. - с 03.03.1992 (л.д.8).
Для оплаты расходов по содержанию жилья и коммунальных услуг на имя Воробьевой М.Ю. открыт лицевой счет N N.
При данных обстоятельствах, суд правильно указал, что спорное помещение используется как жилое с марта 1992 года.
Распоряжением Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара от 11.03.2013 N Д05-01-06/18 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием документов и выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое".
25.06.2015 Воробьева М.Ю., действующая на основании доверенности выданной Департаментом управления имуществом г.о. Самара от 01.06.2015, обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о переводе помещения общей площадью 34 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", из нежилого в жилое с целью использования в качестве квартиры, приложив необходимые документы, в том числе проект перепланировки указанного жилого помещения N 2756/П, выполненный ОАО "Самарагорпроект".
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г. о. Самара от 21.07.2015 Воробьевой М.Ю. отказано в переводе нежилого помещения (7 этаж, комнаты 20, 68, 69, 70) в "адрес" из нежилого в жилое в связи с несоблюдением предусмотренных ст. 22 ЖК РФ условий перевода помещения, по тем основаниям, что согласно Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в г. Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N61, на земельный участок градостроительные регламенты не установлены (л.д.19).
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны - часть 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия - часть 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Учитывая вышеприведенные нормы, оценив представленные доказательства, суд правильно указал на отсутствие у Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара оснований для принятия решения об отказе в переводе в жилое помещение нежилого помещения по основаниям отсутствия установленных градостроительных регламентов на земельный участок расположенный по адресу: "адрес".
При данных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о признании незаконным и отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 21.07.2015 года N РД-755 "Об отказе в переводе в жилое помещение нежилого помещения (7 этаж, комнаты 20, 68, 69, 70) в "адрес"".
Доводы апелляционной жалобы Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об отсутствии правовых оснований для изменения статуса помещения, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, не согласиться с которой правовых оснований не имеется
Ссылка в жалобе на положения ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" является несостоятельной, поскольку вопрос о приватизации спорного объекта недвижимости, в данном случае не являлся предметом спора.
Доводы о том, что на основании решения Думы г.о. Самара от 03.12.2015 N 34 "О внесении изменений в Устав г.о. Самара Самарской области" полномочия по решению вопроса о переводе нежилых помещений в жилые предоставлены Департаменту градостроительства г. о. Самара, на правильность принятого решения не влияют, поскольку на момент обращения истцов с соответствующим заявлением, указанные полномочия были возложены на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самара от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.