Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 17/16 по иску Евдокимова Д.В. об установлении факта использования недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Евдокимов Д.В. обратился в Самарский областной суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установленных постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", на основании недостоверности сведений о земельном участке с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" в части отнесения его к границам "адрес", однако фактически земельный участок находится в "адрес".
Свои требования административный истец обосновывает тем, что постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 01.01.2013 года. В дальнейшем спорный земельный участок разделен в 2014 году на множество других земельных участков, меньшей площади. В настоящее время ему принадлежит на праве собственности 7 земельных участка, образованных в результате раздела исходного. При определении кадастровой стоимости вновь образуемых участков, органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития N 222 от 12.08.2006г. кадастровая стоимость определена исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, пропорционально площади вновь образуемого земельного участка. Таким образом, полагает, что хотя кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N является архивной, однако ее установление исходя из недостоверных сведений, принятых во внимание на момент ее установления, нарушает его права как собственника вновь образованных земельных участков.
С учетом неоднократных уточнений требований просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2013г. в размере 58 129 070 рублей 34 коп., обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития N 222 от 12.08.2006г внести изменение в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером N, обязать Правительство Самарской области внести изменения в Приложение к постановлению от 13.11.2013г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" устанавливающие кадастровую стоимость земельных участков городского округа Тольятти (строка 7175)- в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
В судебном заседании административный истец Евдокимов Д.В. и его представитель Овчинников С.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, указав, что фактически им необходимо, чтобы в ГКН были внесены сведения о достоверной стоимости земельного участка с кадастровым номером N на 01.01.2013г. и осуществлен перерасчет кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, что влечет для истца изменение налогооблагаемой базы и снижение размера налога.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области Булатова А.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. полагает, что имеющиеся несоответствия могут быть устранены оценщиком, составившим отчет об оценке, в рамках гарантийных обязательств.
Представитель Правительства Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, администрации Ставропольского района и сельского поселения Приморский в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, причин не явки суду не сообщили.
Представитель ООО "Группа комплексных решений" в судебное заседание не явился, просят дело рассматривать в их отсутствие, в письменном отзыве указали, что в Перечне земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, являющемуся неотъемлемой часть госконтракта от 10.09.2013г. земельный участок с кадастровым номером N имеет противоречивые характеристики- описание местоположения и кадастровый квартал. Исходя из допущения N 2.4.8.2.2. Отчета об оценке N 1/К-2013-01 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области: "В случае если в перечне объектов оценки присутствует несоответствие характеристик (кадастровый номер, описание местоположения) или присутствуют объекты с отсутствующими или некорректными адресными характеристиками, то за основу принимался номер кадастрового квартала, на основе которого определялся кадастровый район, в котором расположен объект оценки". Земельный участок с кадастровым номером N отнесен к подгруппе 2.2. для расчета - земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, расположенные в "адрес".
В соответствии с положениями п.4 ст.247 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Евдокимова Д.В. подлежат удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Как установлено судом, Министерством имущественных отношений Самарской области осуществлен заказ работ в рамках государственного контракта с ООО "Группа комплексных решений" по государственной кадастровой оценке земельных участок на территории Самарской области, в количестве 1 000 175, в том числе и спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135 "Об оценочной деятельности в РФ" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела усматривается, что в государственном кадастре недвижимости содержатся архивные сведения о земельном участке "данные изъяты".
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2013г. в размере 209 324 665,11 рублей. Как следует из письменного отзыва ООО "Группа комплексных решений", расчет осуществлен исходя из удельных показателей одного квадратного метра кадастрового квартала 63: 09: 0103035, расположенного в г.о. Тольятти.
01.07.2014 г. осуществлен кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела выше указанного, в количестве 26. Сведения о спорном земельном участке стали носить архивный характер.
Расчет кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков осуществлен в соответствии с положениями п.2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. N 222, согласно которым в случае образования новых земельных участков или земельного участка путем выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образованных земельных участков и преобразуемого земельного участка определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка до его преобразования.
В соответствии с положениями п. 14. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Суд полагает, что имеются основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, поскольку в настоящее время она послужила основанием для расчета кадастровой стоимости земельных участков, образованных в результате его раздела, в том числе и земельных участков, находящихся на праве собственности у истца.
Судом рассматривались доводы о том, что имеется факт недостоверности сведений, использованных для определения кадастровой стоимости в части неправомерного отнесения земельного участка к территориальным границам г.о. Тольятти и они нашли свое подтверждение.
Из ответа администрации Ставропольского района Самарской области от 01.12.2014г. следует, что земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположены на территории муниципального района "адрес", в границах населенного пункта "адрес".
Из почтового адрес данного участка также следует, что он находится в "адрес".
Согласно решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области N следует, что истец обращался за пересмотром кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в его собственности, исходя из факта недостоверности сведений при ее определении, однако его заявление отклонено, поскольку она определена в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний. Одновременно комиссия рекомендовала филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области подготовить решение об исправлении кадастровой ошибки при расчете данных земельных участков.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение названного пункта 11 Правил, приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 2.1.1. Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
В силу п. 2.1.2 указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
Пункт 2.2.3. определяет, что сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию.
При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников:
- государственный земельный кадастр;
- государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.
Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
Вместе с тем, исполнителем работ по госконтракту об оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области данные рекомендации не исполнены, у заказчика работ Министерства имущественных отношений также никаких уточнений не истребовало, что привело к осуществлению оценки земельного участка с кадастровым номером N на основании противоречивых данных и отнесения его к территории "адрес", хотя фактически, и это никем не оспаривается, он расположен в границах "адрес".
Указанные несоответствия привели к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, поскольку удельные показатели стоимости 1 кв.м. для г.о. "адрес" значительно выше, чем для "адрес" района Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что следует требования удовлетворить частично.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N подлежит установлению исходя из удельного показателя стоимости земельных участков для "адрес" района Самарской области, в разрезе земельных участков для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, что составит 253,78 руб. за 1 кв.м. и, в соответствии с площадью земельного участка - 229 053 кв.м., составит 58 129 070, 34 рублей по состоянию на 01.01.2013г.
Суд полагает, что следует указать о том, что данное решение суда является основанием для осуществления пересчета кадастровой стоимости земельных участков, образованных в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером N и расположенных в кадастровом квартале N, на момент определения их кадастровой стоимости на основании актов ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, поскольку такое исполнение решения суда направлено на восстановление нарушенных прав истца в части определения кадастровой стоимости принадлежащих ему в настоящее время земельных участков исходя из недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка, из которого они образованы.
При этом суд полагает, что нет оснований для возложения на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обязанности по исключению сведений из ГКН сведений о ранее существующей кадастровой стоимости земельного участка и осуществлении перерасчета вновь образованных земельных участков, поскольку решение суда об установлении кадастровой стоимости исходя из иного удельного показателя, при установлении факта недостоверности сведений, использованных при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, является самостоятельным основанием для внесения данных сведений в ГКН, в соответствии с требованиями закона и дополнительного возложения обязанностей не требуется.
При этом нет оснований для удовлетворения требований об обязании Правительства Самарской области внести изменения в постановление N 610 от 13.11.2013г., поскольку положения ст. 24.18 ФЗ N 135 "Об оценочной деятельности в РФ" прямо предусматривают такой способы оспаривания кадастровой стоимости, определенной в результате массовой оценки земельных участков, как обращение в суд с иском об установлении иной кадастровой стоимости, при наличии факта недостоверности сведений, использованных при оценке. Истец воспользовался своим правом на подачу иска об установлении иной кадастровой стоимости, и решение суда об ее изменении влечет восстановление его прав в части ее определения согласно достоверным сведениям о местоположении земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Евдокимова Д.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2013г. исходя из удельного показателя одного квадратного метра 253,78 рублей, а всего в размере 58 129 070 рублей 34 копейки.
Решение суда является основанием для осуществления пересчета кадастровой стоимости земельных участков, образованных в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером N и расположенных в кадастровом квартале N.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Дата подачи Евдокимовым Д.В. заявления в суд - 12.10.2015г.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 09.02.206г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.