Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Некрасовой Н.Ю. - защитника Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система", на постановление мирового судьи судебного участка N 57 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 05.10.2015 и решение Советского районного суда г.Самары от 10.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
07.09.2015 государственным жилищным инспектором Самарской области, главным консультантом управления надзора за договорными отношениями в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее ООО "ЖКС") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 57 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 05.10.2015 ООО "ЖКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Самары от 10.11.2015 постановление мирового судьи от 05.10.2015 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе защитник Некрасова Н.Ю. ссылается на отсутствие оснований правомерности проведения внеплановой выездной проверки, не направление уведомления о проведении проверки в адрес саморегулируемых организаций, членом которых является ООО "ЖКС", в связи с чем результаты проверки, проведенной с грубым нарушением Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, не могут являться доказательствами нарушения; считает необоснованным вывод суда, что управляющей компанией не принимались все зависящие от неё меры по надлежащему и своевременному исполнению непризнанного незаконным предписания, поскольку представленная суду переписка между ООО "ЖКС" и ООО " "данные изъяты"" свидетельствует об обратном; указывает, что лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами получена организацией в установленный законом срок, лицензионные требования не нарушены; полагает, что действия юридического лица следовало квалифицировать по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и, указывая на неизвещение юридического лица и времени и месте рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи, просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу.
В дополнениях к надзорной жалобе Некрасова Н.Ю., ссылаясь на наличие письма Минстроя N 35750 -ОЛ/04 от 05.11.2015, указывает, что отсутствие договора между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией не является нарушением лицензионных требований, поскольку услуги по водоснабжению и водоотведению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах оказывает ООО " "данные изъяты"" на основании прямых договоров с собственниками, договоры не расторгнуты до настоящего времени и в силу ст.ст.539,540 ГК РФ являются действующими.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по результатам проведенной в отношении ООО "ЖКС" проверки выявлено, что, в нарушение требований ст.ст.155, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пп.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 7.10 договора управления, отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов г.Самары, находящихся в управлении ООО "ЖКС", и 16.06.2015 выдано предписание с требованием в срок до 28.07.2015 исполнить в рамках договора управления функции "исполнителя" по предоставлению услуг по холодному водоснабжению и водоотведению путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Данное предписание получено ООО "ЖКС" 22.06.2015, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.15).
В ходе проведенной в период с 28 июля по 24 августа 2015 года по распоряжению руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области от 28.07.2015 N РОбр-217565 проверки установлено невыполнение ООО "ЖКС" в установленный срок предписания и 07.09.2015 в отношении ООО "ЖКС" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
В подтверждение, что ООО "ЖКС" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N РОбр-217565 от 07.09.2015 об административном правонарушении (л.д.3-5); распоряжение от 28.07.2015 N РОбр-217565 (л.д.7-8); запрос о предоставлении информации от 28.07.2015 (л.д.9-10); копия почтового уведомления о получении 03.08.2015 ООО "ЖКС" запроса от 28.07.2015 (л.д.11); предписание N РОбр-214330 от 16.06.2015 и почтовое уведомление о его получении 22.06.2015 ООО "ЖКС" (л.д.12-13,15); акт проверки от 24.08.2015 (л.д.18-20); сопроводительное письмо от 24.08.2015 к акту проверки, направленное в адрес ООО "ЖКС", и почтовое уведомление, подтверждающее факт получения письма ООО "ЖКС" 28.08.2015 (л.д.21,22); уведомление от 24.08.2015 о составлении протокола об административном правонарушении и почтовое уведомление о его получении 28.08.2015 ООО "ЖКС" (л.д.23-24,25), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО "ЖКС" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Для надлежащего выполнения в установленный срок вышеуказанного законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО "ЖКС" не приняты все зависящие от него меры по надлежащему и своевременному исполнению непризнанного незаконным предписания контролирующего органа NРОбр-214330 от 16.06.2015, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установилвсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном
2.
правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ЖКС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного 05.10.2015 мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 10.11.2015 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Доводы, изложенные защитником Некрасовой Н.Ю. в дополнениях к надзорной жалобе со ссылкой на письмо заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 05.11.2015, не ставят под сомнение законность состоявшихся судебных постановлений. Как следует из данного письма, заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит лицензионному контролю. Отсутствие соответствующего договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не может рассматриваться как нарушение управляющей организацией лицензионных требований в случае, если договоры между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ", поскольку данные договоры действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Материалами дела не подтверждается наличие заключенных между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями договоров поставки холодного водоснабжения и водоотведения, в связи с чем возложение обязанности о заключении указанных договоров на ООО "ЖКС" в силу п.7 ч.1 ст.193, ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ, п.3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N1110, является законным лицензионным требованием, в связи с чем ООО "ЖКС" обоснованно привлечено к административной ответственности за невыполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований.
Считать внеплановую проверку, по результатам которой выдано предписание от 16.06.2016, проведенной в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" оснований не имеется.
Доводы надзорной жалобы о неуведомлении о проведении внеплановой проверки саморегулируемых организаций НП "Национальный Жилищный Конгресс", Некоммерческое Партнерство "Национальная ассоциация организаций ЖКХ", к членам которых относится ООО "ЖКС", не являются основанием, влекущим отмену или изменение судебных решений. Невыполнение содержащегося в ч.18 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требования об уведомлении саморегулируемой организации о проведении внеплановой проверки не отнесено к грубым нарушениям, установленным ч.2 ст.20 указанного закона, влекущим недействительность результатов проверки. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что административный орган на момент проведения проверки располагал сведениями, что управляющая компания является членом конкретной саморегулируемой организации.
Доводы надзорной жалобы о том, что действия ООО "ЖКС" подлежат квалификации по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ несостоятельны, поскольку юридическое лицо не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, указанных в Положении о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное специальной нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение в сфере лицензионного законодательства, тогда как ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Иные доводы, изложенные в надзорной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований, ставящих под сомнение законность выводов о наличии в действиях ООО "ЖКС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Наказание ООО "ЖКС" определено с учетом характера совершенного административного правонарушения, материального и финансового положения юридического лица, с применением чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить административное наказание в виде штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам надзорной жалобы, ООО "ЖКС" надлежащим образом было извещено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия судебной повестки, направлявшейся в адрес ООО "ЖКС" (л.д.85).
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 1, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 57 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 05.10.2015 и решение Советского районного суда г.Самары от 10.11.2015 в отношении ООО "ЖКС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу Некрасовой Н.Ю. - защитника ООО "ЖКС", оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.