Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Николаевой К.А. - защитника генерального директора Общества с ограниченной ответственностью " ЖКС" Князькова В.Г., на постановление мирового судьи судебного участка N 56 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 29.10.2015 и решение Советского районного суда г.Самары от 30.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
установил:
22.09.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью " ЖКС" Князькова В.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 56 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 29.10.2015 должностное лицо - генеральный директор ООО " ЖКС" Князьков В.Г., признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Самары от 30.11.2015 постановление мирового судьи от 29.10.2015 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе защитник Николаева К.А. просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу, указывая причиной подтопления подвального помещения подъезда "адрес" неисправность системы установленных в магазине " "данные изъяты"" кондиционеров, что послужило основанием для обращения ООО "ЖКС" в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением; ссылаясь на допущенные при проведении проверки нарушения, которые, по её мнению, выразились в несогласовании проверки с прокуратурой, в нарушение п.2 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, отсутствии при проведении проверки экспертов, в нарушение Приказа Министерства строительства и коммунального хозяйства РФ N 657/ПР от 28.10.2014, отсутствии нормативно-правового акта субъекта РФ, регулирующего осуществление лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению МКД; считая, что перечисленные в п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 110, лицензионные требования распространяются на отношения, возникшие при выдаче лицензии, и в соответствии со ст.4 Федерального закона N99-ФЗ к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, и требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с чч.1,2 ст.192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно п.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подп. "а" п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных
2.
услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подп. "а" п.11 указанных выше Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно п.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), в перечень таких услуг и работ входит проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; устранение выявленных неисправностей.
В соответствии с подп. "в" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290), лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении).
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом "адрес" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.10.2013 находится на обслуживании ООО " ЖКС", имеющего лицензию N от 27.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ Князьков В.Г. вступил в должность генерального директора ООО "ЖКС".
25.08.2015 при проведении инспектором управления муниципального жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о.Самара на основании распоряжения N 2691 от 30.07.2015 внеплановой проверки сведений, изложенных в обращении от 07.07.2015, установлено, что, в нарушение п.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), пункта 4.1.15 абзац 1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170), п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также условий договора управления многоквартирным домом, допущено подтопление подвального помещения подъезда N "адрес".
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 25.08.2015 N 2691 и послужило основанием для составления 22.09.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции "адрес" в отношении генерального директора управляющей организации ООО "ЖКС" Князькова В.Г. протокола N об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом Князьковым В.Г. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N от 22.09.2015 об административном правонарушении (л.д.3-4); приказ N от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Князькова В.Г. генеральным директором ООО "ЖКС" (л.д.8); лицензия N от 27.04.2015 (л.д.9); уведомление (вызов) от 10.09.2015 о составлении протокола об административном правонарушении и почтовое уведомление, подтверждающее получение ООО "ЖКС" указанного уведомления 15.09.2015 (л.д.10,11,12); обращение жильца "адрес" ФИО1 в государственную жилищную инспекцию (л.д.17); распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя главы администрации г.о.Самара о проведении проверки в отношении ООО "ЖКС" (л.д.18-19); уведомление N от 24.08.2015 о проведении внеплановой выездной проверки и сведения об отправке данного уведомления в адрес ООО "ЖКС" посредством электронной почты (л.д.20,21); акт проверки от 25.08.2015 (л.д.23-25); предписание N от 25.08.2015 об устранении выявленного нарушения в срок до 10.10.2015 (л.д.26-27); договор управления многоквартирным домом от 01.10.2013, заключенный между управляющей организацией ООО "ЖКС" и собственниками помещений в многоквартирном "адрес" (л.д.28-38), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности генерального директора ООО "ЖКС" Князькова В.Г. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии генерального директора ООО "ЖКС" Князькова В.Г. состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, семейное и материальное положение должностного лица Князькова В.Г. и пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 29.10.2015 постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 30.11.2015 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
3.
Доводы надзорной жалобы о том, что подтопление подвального помещения произошло по причине неисправности системы кондиционирования в магазине " "данные изъяты"", расположенном на первом этаже "адрес", не исключают вину генерального директора ООО "ЖКС" Князькова В.Г. в совершении административного правонарушения, поскольку при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Поскольку должностным лицом - руководителем ООО "ЖКС" Князьковым В.Г., не осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия, в том числе по надлежащему содержанию подвального помещения и принятию мер, исключающих подтопление подвального помещения, и не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей бездействие должностного лица Князькова В.Г. правильно квалифицировано по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы защитника Николаевой К.А. о допущенных при проведении проверки нарушениях были предметом исследования судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи и обоснованно отвергнуты, как опровергающиеся материалами дела, из которых следует, что проверка проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ к основаниям для проведения внеплановой проверки отнесено поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, в том числе является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о нарушении управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
В надзорной жалобе защитник Николаева К.А., ссылаясь на ч.2 ст.14 Закона РФ N 294-ФЗ, полагает, что при проведении проверки должны присутствовать эксперты. Однако, вопреки данным доводам, указанные в ч.2 ст.14 Закона РФ N 294-ФЗ требования предъявляются к оформлению распоряжения о проведении проверки, а не свидетельствуют об обязательном присутствии экспертов при проведении проверки.
Также материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что с целью проверки доводов, изложенных обращении от 07.07.2015, поступившем от жильца "адрес" ФИО1, первым заместителем главы администрации г.о.Самара 30.07.2015 вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЖКС".
Таким образом, считать проверку в отношении ООО "ЖКС" проведенной с нарушением требований законодательства оснований не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13,30.17 ч.2 п.1,30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 56 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 29.10.2015 и решение Советского районного суда г.Самары от 30.11.2015 в отношении генерального директора ООО " ЖКС" Князькова В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу защитника Николаевой К.А. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.