Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. министра труда и социального развития РД Тахманова М.М. на решение Хасавюртовского городского суда "дата", которым постановлено:
"Исковое заявление Абдулгамидова Х. Д. удовлетворить.
Восстановить Абдулгамидова Х. Д., "дата" года рождения в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата"".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности Абдулгамидова М.Ш., просившего решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, возражения Абдулгамидова Х.Д. и его представителя Умаева Р.М., представителя администрации ГО " "адрес"" Рабадановой Х.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
Абдулгамидов Х.Д. обратился в суд с иском к администрации МО " "адрес"" об обязании включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование он сослался на то, что в период с осени "дата" года по апрель "дата" года проходил военную службу в составе контингента советских войск в Афганистане. В связи с отсутствием собственного жилья распоряжением администрации "адрес" от "дата"г. N он был принят на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и внесен в список очередников на получение жилья.
Решением администрации "адрес" от "дата" ему был выделен земельный участок для строительства жилого дома. В связи с этим он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем не был своевременно извещен.
В соответствии с Законом "О ветеранах" и Постановлением Правительства РФ N от "дата". формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья, которую он хочет получить. Однако администрация города "адрес" отказала в восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в жилье, вставших на учет до "дата".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе вр.и.о. Министров труда и социального развития РД Тахманов М.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Абдулгамидова Х.Д.
В представленных администрацией МО " "адрес"" до "дата" уточненных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Абдулгамидов Х.Д. не значился.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка учетное дело гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, должно быть укомплектовано документами, в том числе копией документа, подтверждающего право на получение субсидии (удостоверение, свидетельство о праве на льготы), заверенной нотариально.
По результатам проверки учетного дела истца, представленного администрацией МО " "адрес"" установлено, что в деле имеется копия удостоверения, выданная "дата", право на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных законом у Абдулгамидова Х.Д. могло возникнуть с момента получения удостоверения ( "дата").
В возражении на апелляционную жалобу Глава ГО " "адрес"" Окмазов З. просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений не нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд удовлетворил исковые требования Абдулгамидова Х.Д. на основании признания исковых требований представителем администрации ГО " "адрес"" Махмудовой Г.А., которое необоснованно принято судом.
Согласно ч. 2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд не принял во внимание, что исковые требования были предъявлены Абдулгамидовым Х.Д. в связи с реализацией его предполагаемого права на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета, как ветерана боевых действий.
Суд неправильно определилхарактер спорного правоотношения, ошибочно исходил из того, что признание исковых требований представителем администрации "адрес" не затрагивает интересы других лиц.
Между тем, таким признанием иска затрагиваются интересы федерального бюджета, Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, как уполномоченного органа по предоставлению безвозмездной субсидии на приобретение жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до "дата", ветеранам боевых действий.
Указанное свидетельствует о том, что судом при вынесении решения допущено существенное нарушение норм процессуального права.
В результате того, решение вынесено ввиду признания иска представителем администрации ГО " "адрес"", судом не были рассмотрены по существу исковые требования, не дана правовая оценка основаниям иска.
Поэтому решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации "адрес" от "дата"г. N Абдулгамидов Х.Д. был принят на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и внесен в список очередников на получение жилья.
Решением администрации "адрес" от "дата" ему был выделен земельный участок для строительства жилого дома, в связи с чем он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска о восстановлении в очередности, Абдулгамидов Х.Д. сослался на то, что является ветераном боевых действий, имеет право на получение субсидии из федерального бюджета в порядке, предусмотренном ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" N5-ФЗ (в ред. Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ) были предусмотрены меры социальной защиты ветеранов боевых действий, в числе которых в подпункте 3 пункта 1 предусмотрено право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий; в подпункте 7 пункта 1 - преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Другие меры социальной защиты в области улучшения жилищных условий для ветеранов боевых действий федеральным законодательством не предусматривались.
Статьей 2 Федерального закона от "дата" N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", в статье 16 подпункт 3 пункта 1 изложен в следующей редакции:
"3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;".
В соответствии с п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" введенной Федеральным законом от "дата" N199-ФЗ, по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата", обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от "дата" N 199-ФЗ (ред. от "дата") "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", настоящий Федеральный закон вступает в силу с "дата", за исключением статьей 12 и 17.
По смыслу указанных правовых норм, реализация права ветеранов боевых действий на получение субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета обусловлена нуждаемостью лиц из числа этой категории на "дата" с обязательным нахождением таких лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако из материалов дела усматривается, после получения земельного участка, Абдулгамидов Х.Д. в "дата" году был исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по состоянию на "дата" он на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.
Сторонами не представлено данных, свидетельствующих о том, что в период до указанной даты имелся спор между Абдулгамидов Х.Д. и администрацией "адрес" о его праве на нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР от "дата" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно п. 17 Постановления Совмина РСФСР от "дата" N 335 (ред. от "дата", с изм. от "дата") "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Согласно п.19 указанного постановления, ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Ссылаясь на незаконное исключение его из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, Абдулгамидов Х.Д. не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что он в период с "дата" представлял в администрацию "адрес" документы, подтверждающие его нуждаемость.
С доводом истца о том, что он сохранял нуждаемость в улучшении жилищных условий и после предоставления ему земельного участка вплоть до 2015 г., что об исключении из очередности в связи с обеспечением жильем не он знал, опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что учетное дело на него в администрации "адрес" отсутствует. Не представлены суду акты обследования жилищных условий в юридически значимый период, а также справки из Федеральной службы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии в этот период у него и членов его семьи прав на жилое помещение, недвижимое имущество.
На заседании судебной коллегии Абдулгамидов Х.Д. пояснил, что "адрес" в "адрес", где он проживает, принадлежит ему на праве собственности.
Суду не представлены и доказательства, свидетельствующие о том, что на полученном распоряжением администрации "адрес" от "дата" земельном участке им не был возведен жилой дом, либо иным образом не были улучшены его жилищные условия, а также о том, что он на протяжении N предъявлял какие-либо претензии к ответчику по поводу нуждаемости в жилье, не разрешения своего жилищного вопроса.
Поэтому заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что в представленных администрацией МО " "адрес"" до 2015 года уточненных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Абдулгамидов Х.Д. не значился.
Кроме того, суд постановилвосстановить истца в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", тогда как такого списка не существует; очередность нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления ведется по категориям граждан и по дате их постановки на учет.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Абдулгамидова Х.Д об обязании администрации "адрес" восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Дагестан удовлетворить.
Решение Хасавюртовского городского суда "дата" отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Абдулгамидова Х. Д. о восстановлении его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.