Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. ФИО4 труда и социального развития РД ФИО8 на решение Хасавюртовского городского суда от "дата", которым постановлено:
"Исковые требований ФИО1 к отделу учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" - удовлетворить.
Признать действия отдела учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" о снятии ФИО1 с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий - незаконным.
Обязать отдел учета и распределения жилья Администрации МО " "адрес"" восстановить ФИО1 на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента его снятия с указанного учета".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО10, объяснения представителя администрации ГО " "адрес"" по доверенности ФИО7, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Хасавюртовский городской суд с иском к администрации МО " "адрес"" о признании действий отдела учета и распределения жилья администрации МО " "адрес"" о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и об обязании восстановить его в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата".
В обоснование исковых требований указано, что в период с весны 1986 года по 1988 год он проходил службу в рядах Советской Армии в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической "адрес", и выполнял интернациональный долг. Данное обстоятельство подтверждается записями в его военном билете, а также выданным ему "дата" свидетельством о праве на льготы серия БК N; "дата", указанное свидетельство как ветерану боевых действий заменено удостоверением серии БК N, в соответствии с которым он пользуется правами и льготами, предусмотренным п.1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Вернувшись из армии и после женитьбы, он стал проживать на различных арендованных квартирах, поскольку собственного жилья у него не было, после перешел жить к своим родителям. В связи с его обращением, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, решением исполкома Хасавюртовского городского ФИО12 народных депутатов ДАССР от "дата" протокол N он был принят в общую очередь. Периодически представлял в отдел учета и распределения жилья администрации "адрес" необходимые документы.
В настоящее время после его обращения в отдел учета и распределения жилья администрации МО " "адрес"", в связи с возникшей необходимостью для уточнения своей очереди и выяснения вопроса, почему его учетное дело для решения вопроса о выделении ему предусмотренной федеральным законодательством субсидии как участника программы, будучи ветераном боевых действий и участником боевых событий в Демократической "адрес" не представлено в Министерство труда и социального развития РД, ему дан ответ, что после выделения ему Распоряжением администрации "адрес" от "дата" за N земельного участка он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считает данное решение подлежащим признанию незаконным.
В соответствии со ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" от "дата" N5-ФЗ (в редакции от "дата") в числе других ветеранов боевых действий признаются и ветераны боевых действий в Афганистане. Полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 указанного Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшению жилищных условий и вставших на учет до "дата", и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Вышеуказанное полностью подтверждается Указом Президента Российской Федерации N от "дата" "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" за N "О форме и порядке представления субсидий на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий" формой представления меры социальной поддержки по обеспечению жильем является безвозмездная субсидия на приобретения жилья. Уполномоченным органом в этой области определено Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Законом Республики Дагестан от "дата" "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане, членов семей погибших (умерших), инвалидов и ветеранов боевых действий Афганистане" устанавливаются дополнительные меры их социальной поддержки.
Статьей 1 указанного Закона РД установлено, что ветераны боевых действий в Афганистане имеют право на получение меры социальной поддержки в виде доплаты к безвозмездной субсидии на приобретение жилья, представляемой им в установленном порядке за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 1 статьей 2 этого же закона предусмотрено, что право на получение доплаты к субсидии, в том числе имеют и ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до "дата" в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Выделение ему земельного участка никак не является улучшением его жилищных условий и это не является субсидией на улучшение жилищных условий, так как согласно государственной жилищной программе ему и его семье положено по 18 кв.м. жилья на каждого члена семьи. О том, что он исключен из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не был поставлен в известность, и об этом ему стало известно только после того, как он обратился в адрес ответчика.
Исключение его отделом учета и распределения жилья администрации МО "городской округ Хасавюрт" из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ущемляет не только его интересы, но и интересы членов его семьи. Как видно из письменного ответа ответчика, в восстановлении его в указанных списках фактически отказано.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса ФИО3 от "дата", действующего на момент выделения ему земельного участка, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном органе городского ФИО12 народных депутатов.
В соответствии с положением ст. 32 Жилищного кодекса ФИО3, действовавшего на момент постановки его на учет, право состоять на этом учете сохраняется за гражданами до получения жилого помещения и такого основания снятия с очереди граждан как представление земельного участка под индивидуальное строительство, законом не было предусмотрено. Часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что о снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
На выделенном ему на основании Распоряжения администрации "адрес" от "дата" за N земельном участке из-за финансовых трудностей он не смог построить жилой дом, а потому указанный земельный участок им продан. До настоящего времени ему как ветерану боевых действий жилое помещение не предоставлено, поэтому со своей семьей он проживает в доме, принадлежащем его родителям.
С учетом указанных обстоятельств просил признать действия отдела учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными, обязать отдел учета и распределения жилья Администрации МО "городской округ Хасавюрт" восстановить его в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента снятия его с указанного учета.
В апелляционной жалобе и.о. ФИО4 труда и социального развития РД ФИО8 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее-Закон) инвалиды боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до "дата", обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона форма предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено уполномоченным органом по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В исковом заявлении ФИО1 указывает, что решением Исполнительного комитета Хасавюртовского городского ФИО12 народных депутатов в 1999 году ему был выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, в связи с чем ФИО1 был снят с учета администрацией МО " "адрес"".
Вместе с тем согласно постановлению Правительства РД от "дата" N "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении в отношении инвалидов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после "дата" возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N утвержден Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам ВОВ и участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до "дата" инвалидам боевых действии и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка администрации муниципальных районов и городских округов представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан ежегодно, до 1 февраля, -уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, сформированные в установленном порядке и согласованные с управлением социальной защиты населения.
В представленных администрацией МО " "адрес"" до 2015 года уточненных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов ФИО1 не значился.
Согласно п.6 Порядка Министерство труда и социального развития РД в целях предупреждения нецелевого использования федеральных средств, выделенных на финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверяет в течение 30 рабочих дней с привлечением управлений социальной защиты населения полученные от администраций муниципальных районов и городских округов сведения о нуждающихся в улучшении жилищных условий и их учетные дела и формирует сводный (по республике) список нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в администрациях муниципальных районов и городских округов до "дата" ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии со ст.28 Закона меры социальной поддержки предоставляются ветеранам боевых действий при предъявлении ветеранами боевых действий удостоверения единого образца, установленного для каждой категории Правительством РФ.
Удостоверение ФИО1 выдано "дата".
В возражении на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО9 решением исполкома Хасавюртовского городского ФИО12 народных депутатов ДАССР от "дата", протокол N был принят в общую очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением администрации "адрес" от "дата" за Nр ФИО1 был выделен земельный участок под строительство жилого дома, и в связи с этим он был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд со ссылкой на ст. 32 Жилищного кодекса ФИО3 от "дата", действовавшего на момент постановки ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и его снятия с учета, посчитал, что за ним сохраняется право состоять на этом учете до получения им жилого помещения. На основании изложенного суд посчитал, что ФИО9 был в нарушение жилищного законодательства снят с учета.
Указанные выводы суда явились следствием неправильного определения юридически значимых обстоятельств по делу, неправильного применения норм материального права.
Так, суд посчитал, что правовое значение по делу имеют следующие обстоятельства:
- по какому основанию ФИО1 был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-являлось ли предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-был ли ФИО1 надлежаще уведомлен о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, для правильного разрешения спора имели значение следующие обстоятельства:
- состоял ли ФИО1 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на "дата",
- был ли ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий в период с 1999 г. по "дата" в соответствии с действующим на этот период жилищным законодательством;
-какими доказательствами, отвечающими требованиям ст.ст.59,60 ГПК РФ, подтверждается нуждаемость ФИО1 в юридически значимый период.
Суд не учел, что исковые требования были предъявлены ФИО9 в связи с реализацией его предполагаемого права на получение безвозмездной субсидии, как ветерана боевых действий, в связи с чем суд неправильно определилхарактер спорного правоотношения.
Как усматривается из материалов дела, решением исполкома Хасавюртовского городского ФИО12 народных депутатов от "дата", протокол N на основании решения жилищной комиссии от "дата", протокол N ФИО1 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь.
Распоряжением администрации "адрес" от "дата" N ФИО1 был выделен земельный участок, и он был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ( л.д.19).
В обоснование исковых требований о восстановлении в очередности, истец указал, что он является ветераном боевых действий, имеет право на получение субсидии из федерального бюджета в порядке, предусмотренном ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах" N5-ФЗ, принятым Государственной Думой "дата", вступившим в законную силу "дата".
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" N5-ФЗ (в ред. Федерального закона от "дата" N 122-ФЗ) были предусмотрены меры социальной защиты ветеранов боевых действий, в числе которых в подпункте 3 пункта 1 предусмотрено право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий; в подпункте 7 пункта 1 - преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Другие меры социальной защиты в области улучшения жилищных условий для ветеранов боевых действий федеральным законодательством не были предусмотрены.
Статьей 2 Федерального закона от "дата" N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" в статье 16 подпункт 3 пункта 1 изложен в следующей редакции:
"3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата", которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;".
Статья 23.2 Федерального закона "О ветеранах" введена Федеральным законом от "дата" N199-ФЗ.
В соответствии с п. 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата", обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от "дата" N 199-ФЗ (ред. от "дата") "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", настоящий Федеральный закон вступает в силу с "дата", за исключением статьей 12 и 17.
По смыслу указанных правовых норм, реализация права ветеранов боевых действий на получение субсидии на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета обусловлена нуждаемостью лиц из числа этой категории на "дата" с обязательным нахождением таких лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, после получения земельного участка ФИО1 в 1999 году был исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, по состоянию на "дата" ФИО1 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.
В материалах дела не имеются доказательства, свидетельствующие о том, что в период до указанной даты имелся спор между ФИО1 и администрацией "адрес" о его праве на нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса ФИО3 от "дата" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого ФИО2 автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских ФИО12 народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и ФИО3.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса ФИО3 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО12 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО2 и ФИО3, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО3.
Согласно п. 17 Постановления Совмина ФИО3 от "дата" N 335 (ред. от "дата", с изм. от "дата") "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО3" на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Согласно п.19 указанного Постановления Совмина ФИО3 от "дата" N ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных ФИО12 народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Ссылаясь на незаконное исключение его из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец ФИО1 не представил суду доказательства, свидетельствующие о том, что он в период с 1999 г. по 2015 г. представлял в администрацию "адрес" документы, подтверждающие его нуждаемость.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами истца ФИО1 о том, что он сохранял нуждаемость в улучшении жилищных условий после предоставления ему земельного участка вплоть до 2015 г., об исключении из очередности в связи с обеспечением жильем не знал.
Указанные доводы истца опровергаются совокупностью приобщенных к материалам дела доказательств, из которых усматривается, что учетное дело на ФИО1 в администрации "адрес" отсутствует. Не представлены суду акты обследования жилищных условий ФИО1 в юридически значимый период, а также справки из Федеральной службы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии у истца и членов его семьи прав на жилое помещение, недвижимое имущество.
Суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на полученном распоряжением администрации "адрес" от "дата" земельном участке ФИО1 не был возведен жилой дом, либо иным образом не были улучшены жилищные условия.
Доказательства того, что после получения в 1999 году земельного участка ФИО1 на протяжении 15 лет предъявлял какие-либо претензии ответчику по поводу нерешенности своего жилищного вопроса, суду представлены не были.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что в представленных администрацией МО " "адрес"" до 2015 года уточненных списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до "дата" инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов ФИО1 не значился.
При таком положении судебная коллегия полагает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об обязании администрации "адрес" восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1991 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Дагестан удовлетворить.
Решение Хасавюртовского городского суда от "дата" отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО "городской округ Хасавюрт" о признании незаконным действий отдела по учету и распределению жилья администрации МО "городской округ Хасавюрт" о снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента его снятия с указанного учета, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.