Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н..
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года по делу
по иску Трунова Н. Г., Крутько Л. М. к администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения вне очереди.
Заслушав доклад судьи А. Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, просили признать бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении им жилого помещения, незаконным, обязать ответчиков предоставить семье истцов благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным, строительным нормам, площадью не ниже установленных социальных норм, во внеочередном порядке.
В обоснование иска, указав на то, что проживают в доме по "адрес", вместе с двумя несовершеннолетними детьми. ДД.ММ.ГГ согласно заключению межведомственной комиссии указанный жилой дом был признан аварийным и непригодным для проживания. Постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета от ДД.ММ.ГГ *** семья в составе "данные изъяты" человек была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общую очередь ***, аварийное жилье ***.
Кроме того, постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета от ДД.ММ.ГГ *** Крутько Л. М. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготную очередь " "данные изъяты"" под *** в связи с наличием "данные изъяты".
До настоящего времени жилое помещение семье истцов не предоставлено. Считают такое бездействие ответчиков незаконным, нарушающим право на получение жилого помещения вне очереди, благоприятные и безопасные условия проживания.
Определением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года производство по делу по иску Трунова Н. Г., Крутько Л. М. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения вне очереди прекращено в связи с отказом истцов от иска в указанной части.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановилобязать администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края предоставить Крутько Л. М. на состав семьи из "данные изъяты" человек на условиях социального найма жилое помещение в "адрес" Алтайского края, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям "адрес" Алтайского края, размером не менее "данные изъяты" квадратных метров общей площади жилья.
Взыскана с администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края государственная пошлина в пользу Крутько Л. М. в размере "данные изъяты" рублей и в доход бюджета "адрес" в размере "данные изъяты" рублей.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края администрация "адрес" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, пригодными (непригодными) для проживания. Решения органа местного самоуправления может быть выражено только в форме распоряжения, решения депутатов или постановления администрации. Данных документов в материалах дела не содержится. Суд основывал свое решение только на Акте осмотра и Заключении межведомственной комиссии о непригодности жилья истцов.
При удовлетворении требований о передачи жилья на условиях социального найма на четырех человек, то есть супругов и двух несовершеннолетних детей, судом не принято во внимание, что дочь Крутько А.Н., находясь в "данные изъяты" на полном государственном обеспечении, с родителями не проживает.
По мнению подателя жалобы, истцы, будучи собственниками жилья, в силу положений ст.210 гражданского кодекса РФ должны самостоятельно нести обязанности по текущему и капитальному ремонту, чтобы не допустить приведение жилого помещения в непригодное для жилья состояние.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Полетаева В.Б. просила об отмене решения суда по доводам жалобы, представить истца Куценко Г.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Судом установлено, что Трунову Н.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный в "адрес".
По указанному адресу зарегистрированы и проживают супруги Трунов Н. Г. и Крутько Л. М., их дети Крутько А. С., ДД.ММ.ГГ года рождения, являющаяся "данные изъяты", и Трунов А. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета "адрес", от ДД.ММ.ГГ жилой дом по адресу: "адрес", признан непригодным для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГ Трунов Н. Г. обратился в администрацию сельсовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.
По результатам рассмотрения данного заявления постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГ ***, пункт 1 изложен в новой редакции: поставить Крутько Л. М. имеющую состав семьи дочь - Крутько А. С., сына - Трунова А. Н., мужа - Трунова Н. Г., на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общую очередь *** и внести в список "Аварийное жилье" ***.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу ч. 2 названной статьи, имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На основании положений ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края имеют граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или которые могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, при этом жилые помещения таких граждан должны быть признаны в установленном законом порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимися, по смыслу приведенных норм, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из содержания п. 42 Положения следует, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
По окончании работы комиссия составляет в трех экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических или юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных законоположений сам по себе факт непригодности жилого помещения для проживания не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Обязанность предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма возникает у органа местного самоуправления при наличии сведений о том, что принадлежащее собственнику жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района, от 14 апреля 2015 года жилой дом по адресу: "адрес", признан непригодным для постоянного проживания.
В связи с тем, что судом первой инстанции, исходя из предмета и основания заявленных требований, не установлено, подлежит ремонту или реконструкции жилое помещение истцов, судом апелляционной инстанции были истребованы новые доказательства (п. 29 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.06.2012 г. N 13).
На заседании судебной коллегии стороной истца были представлены дополнительные доказательства в виде технического заключения ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГ, из содержания которого следует, что техническое состояние строительных конструкций жилого дома оценено как ветхое, не подлежащее ремонту. Рекомендации по реконструкции: возведение нового здания на участке со сносом старого.
Вопреки положениям ст.56 ГПК РФ данное заключение стороной ответчика не оспорено, ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Указание ответчика на небольшой физический износ здания в виде "данные изъяты"%, с учетом вывода о невозможности использования дома и его сносе, значения не имеет.
Учитывая, что данное доказательство, является юридически значимым по настоящему делу, судебная коллегия считает возможным принять техническое заключение ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", в качестве нового письменного доказательства.
Таким образом, исходя из положений вышеприведенных правовых норм и представленных доказательств установлено, что жилое помещение расположенное по адресу "адрес", признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГг., которое не оспорено и незаконным не признано, ремонту и реконструкции не подлежит, семья Крутько состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признана "данные изъяты", о чем свидетельствует справка Управления социальной защиты населения по "адрес" от ДД.ММ.ГГ (л.д.114), следовательно у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Приведенные доводы жалобы о том, что собственник обязан заботиться о своем имуществе, основанием к отмене решения суда не является.
Действительно, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доказательств умышленного приведения жилого помещение в состояние непригодное для проживания семьей Крутько, материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
Как установлено судом, семья Крутько признана малоимущей. Трунов Н.Г. является "данные изъяты", Крутько А.С. 23.03.2000г.р. является "данные изъяты", страдая "данные изъяты" (л.д.15,16). Справки об отсутствии личного подсобного хозяйства и справки о получении пенсии по "данные изъяты", свидетельствуют о низком доходе семьи.
Указанные обстоятельства позволили суду апелляционной инстанции придти к выводу о законности исковых требований лишь с учетом заключения межведомственной комиссии о непригодности жилья. При том, что право на вынесение решения органа местного самоуправления с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц не является утраченным.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Поспелихинского Центрального сельсовета Поспелихинского района Алтайского края на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 16 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.