Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Гореловой Т.В., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Климошенко Светланы Николаевны - Галицкой Ларисы Анатольевны
на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года
по иску истца Климошенко Светланы Николаевны к администрации Красногорского района Алтайского края о признании права на получение социальной ваыплаты на капитальный ремонт квартиры, включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт квартиры,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в связи со сложившейся в ряде районов Алтайского края неблагоприятной ситуацией ввиду выпадения в Республики Алтай и юго-восточных районах Алтайского края обильного количества осадков, что привело к повышению уровня воды в реках, с ДД.ММ.ГГ на основании постановления Администрации Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** на территории Красногорского района введен режим чрезвычайной ситуации.
В период дождевого паводка в мае-июне 2014 года в зону подтопления попал жилой дом "адрес"
Собственником ? доли указанной квартиры является истец Климошенко С.И., которая на момент чрезвычайной ситуации была зарегистрирована и проживала в квартире, являющейся для нее единственным жилым помещением пригодным для проживания.
На основании обследования поврежденного указанного дома в результате паводка в мае-июне 2014 года межведомственная комиссия администрации Быстрянского сельского совета Красногорского района Алтайского края пришла к заключению о следующих повреждениях объекта недвижимости - "адрес": "данные изъяты" сделан вывод о неолбходимости проведения капитального ремонта, о чем составлен акт от сентября 2014 года ( подписанный членами комиссии ДД.ММ.ГГ) (л.д. 179)
Распоряжением администрации Алтайского краря от 29.10.2014 года N 366-р жилой дом по "адрес" включен перечень жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных жилых домов, поврежденных во время наводнения в мае- июне 2014 года на территории Алтайского края, требующих капитального ремонта, Климоенко С.И. включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте.
В 2015 году Климошенко С.И. обратилась в администрацию Красногорского района Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта принадлежащего ей жилого помещения.
В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГ *** администрация Кроасногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ уведомила истица оботсутствии оснований для включения истца в списки на получение социальной выплаты, со ссылкой на проведение капитального ремонта общего имущества и квартир жилом дома "адрес" на основании постановления Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка".
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, ссылаясь на указанные обстоятельства, Климошенко С.В. обратилась в суд с иском к администрации Красногорского района Алтайского края и с учетом уточнения просила признать за ней право на получение социальныой выплаты на капитальный ремонт повреджденных жилых помещений, в результате паводка, произошедшего в мае -июне 2014 года, обязать Администрацию Красногорского района Алтайского края включить ее в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений ( л.д. 167-169)
В обоснование требований указала, что работы по капитальному ремонту капитальному ремонту принадлежащего ей жилого помещения в, установленные государственным стандартом РФ Гост Р 51929-2002 "Услуги Жилищно-коммунальные. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 20.08.2002 N 307-ст после паводка не проводились, была произведена только замена полов.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 26 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований Климошенко С.И. отказано в полном объеме.
С таким решением истец не согласна. В апелляционной жалобе представитель Климошенко С.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В качестве мотивов для отмены судебного постановления указывает на то, что порядок предоставления межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение капитального ремонта жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.12.2014 г. N 1365, а в последующем постановлениями Администрации Алтайского края N 576 от 23.12.2014 и N 234 от 17.06.2015 предусматривают реализацию мероприятий по капитальному ремонту, а не проведение аварийно- восстановительных работ. Следовательно документы о проведении таких работ в рамках муниципального контракта от 09. 07. 2014 года не могут расцениваться как доказательство проведенного капитального ремонта, тем более, что контракт был заключен до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ и Администрации Алтайского края. Представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о проведении аварийно- восстановительных работ жилого дома в целом без проведения капитального ремонта квартир, что противоречит требованиям постановления Правительства РФ.
Судом не дана надлежащая оценка акту обследования дома от ДД.ММ.ГГ, в котором дана характеристика повреждения здания по конструктивным элемента, повреждение квартир в данном акте не указаны. В то время как согласно акта от ДД.ММ.ГГ комиссии пришла к выводу о необходимости провелдения капитального ремонта в принадлежащей ей квартире, который так и не был проведен.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии у истицы права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта принадлежащего ей жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы находит несостоятельными.
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Частью 1 ст.18 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
При этом под поврежденным жилищным фондом по смыслу названных Правил понимаются жилые помещения и (или) общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах независимо от формы собственности, поврежденные в результате паводков и требующие проведения капитального ремонта (п.2 Правил).
Согласно подп. "а" п.7 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Пунктом 8 Правил установлено, что финансовое обеспечение реализации мероприятий осуществляется однократно в отношении одного жилого помещения и (или) многоквартирного дома.
В целях реализации настоящих Правил Постановлением Администрацией Алтайского края от 23.12.2014 N576 утвержден Порядок реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, который определяет процедуру выделения средств и условия проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Пунктом 4 настоящего Порядка определено, что перечень работ по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда утверждается Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Средства на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда перечисляются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда (п.7 Порядка).
Основанием для перечисления средств индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам за выполненные работы по капитальному ремонту поврежденного жилищного фонда является выполнение ими условий заключенных с органами местного самоуправления городского округа, муниципального района договоров на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и (или) многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края (п.8 Порядка).
Пунктом 9 Постановления N576 установлено, что по жилым помещениям муниципального жилищного фонда и многоквартирным домам администрация городского округа или муниципального района направляет в уполномоченный орган:
а) перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества многоквартирного дома (приложение 1), утвержденный главой администрации городского округа или муниципального района;
б) акты обследования межведомственными комиссиями поврежденных многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда;
в) сметные расчеты стоимости капитального ремонта поврежденных многоквартирных домов и жилых помещений муниципального жилищного фонда;
г) список граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых помещениях муниципального жилищного фонда, жилые помещения которых подлежат капитальному ремонту, утвержденный главой администрации городского округа или муниципального района (приложение 2).
Согласно п. 12 Постановления N576 перечень многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, подлежит согласованию с Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю и утверждается Губернатором Алтайского края.
В целях определения правил выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Согласно п.4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Обращаясь в суд с настоящим иском, и требуя признать право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, Климошенко С.Н. ссылалась на то, что капитальный ремонт ее жилого помещения в рамках Постановления Администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576 не произведен, в связи с чем она имеет право на получение социальных выплат в рамках Постановления Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234, а, следовательно, на включение в соответствующий список граждан, в чем ей было отказано. При этом истец не отрицала о том, что ответчиком проводились аварийно - восстановительные работы в доме, в том числе произведена замена полов в принадлежащей ей квартире.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между Администрацией Красногорского района Алтайского края (муниципальный заказчик) и АКГУП " "данные изъяты"" (технический заказчик) заключен муниципальный контракт на выполнение функций технического заказчика по неотложным аварийно-восстановительным работам и капитальному ремонту объектов, согласно приложению ***. Определен срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГ. Из приложения *** в указанному муниципальному контракту следует, что в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту включен и двухэтажный восьмиквартирный жилой дом по "адрес". Из п.3.2.3, 3.2.6 муниципального контракта следует, что в обязанности технического заказчика входила подготовка дефектных актов и разработка сметы на выполнение работ, утверждение графиков выполнения работ и контроль за их выполнением, приемка от подрядной организации законченные этапы работ.
ДД.ММ.ГГ между АКГУП " "данные изъяты"", действующего на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ (технический заказчик) и ООО " "данные изъяты"" (генподрядчик) заключен контракт на выполнение комплекса аварийно-восстановительных работ по объектам, согласно приложения ***, в соответствии с проектной документацией, определяющей объем и содержание работ и сметой, определяющей стоимость работ. Срок выполнения работ определен до ДД.ММ.ГГ. В соответствии с п. 5.3.1 контракта в обязанности генподрядчика входило выполнение работ в объеме в соответствии со сметами и строительными нормами и правилами, приемка выполненных работ осуществляется путем проведения приемочной комиссии и подписанием акта сдачи- приемки работ. Из приложения *** к контракту от ДД.ММ.ГГ. следует, что в перечень жилых домов, подлежащих капитальному ремонту включен двухэтажный восьмиквартирный жилой дом по "адрес".
В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГ изменены сроки выполнения работ по капитальному ремонту жилых домов и установлены до ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина N 366-р от 29.10.2014 года утвержден перечень жилых помещений муниципального жилого фонда и многоквартирных жилых домов, поврежденных во время наводнения в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края и требующих капитального ремонта и список граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилого фонда и многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту. В указанный перечень включен жилой дом по ул. Победы, 26 в с. Быстрянка, площадь жилых помещений, подлежащих ремонту составила *** кв.м., стоимость капитального ремонта- *** руб., в список, проживающих лиц в квартире *** включена Климошенко С.И.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГ между Главным Управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и Администрацией Красногорского района Алтайского края заключено соглашение о предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Алтайского края бюджету Красногорского района на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком. В соответствии с данным соглашением в 2014году на финансирование работ по капитальному ремонту объектов жилищного фонда, перечень которых утвержден распоряжением Администрации Алтайского края от 29.10.2014г. N 336-р., направлены иные межбюджетные трансферты в размере *** рублей.
В соответствии с п.2.2 данного соглашения муниципальное образование обеспечивает разработку и утверждение проектной документации на капитальный ремонт объектов жилищного фонда за счет выделяемых средств обеспечивает утверждение графика производства работ.
Из представленных в материалы дела сметных расчетов стоимости капитального ремонта жилого многоквартирного дома по "адрес" утвержденных главой администрации Красногорского района Алтайского края усматривается, что на аварийно-восстановительные работы дома необходимо *** руб., в том числе на проведение строительных работ *** руб.
Из дефектной ведомости, являющейся приложением к ату обследования поврежденного имущества от ДД.ММ.ГГ и составленной ООО ПИ " "данные изъяты"" следует, что в доме по "адрес" необходимо проведение "данные изъяты"
Указанная дефектная ведомость согласуется с актами обследования поврежденных объектов от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ и содержит перечень необходимых работ по устранению имеющихся повреждений как в "адрес", так и полностью в "адрес", в "адрес", отраженных в актах.
Согласно актов приемки выполненных работ N *** от ДД.ММ.ГГ *** от ДД.ММ.ГГ *** от ДД.ММ.ГГ подписанными техническим заказчиком АКГУП " "данные изъяты"" и генподрядчиком ООО " "данные изъяты"" в многоквартирном доме по ул. "адрес" проведены работы по капитальному ремонту, в том числе работы по "данные изъяты"
Из реестра выполненных работ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ следует, что в доме по "адрес" ремонто- восстановительные работы выполнены в полном объеме на сумму *** руб.
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что в многоквартирном жилом доме по "адрес" проведен капитальный ремонт в соответствии с порядком его проведения, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края N 576 от 23.12.2014 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются обоснованными и подтверждаются материалами дела, оснований для иной оценки доказательств по делу не усматривает.
Таким образом, право истца на получение социальной помощи на капитальный ремонт поврежденного при чрезвычайной ситуации жилого помещения реализовано путем выработки комплекса мер, предусмотренных постановлением администрации Алтайского края от 23.12.2014 N576, и заключения соответствующего муниципального контракта и договора подряда.
То обстоятельство, что муниципальный контракт был заключен до принятия Постановления Правительства Российской Федерации N 1365 от 16.12.2014 и Постановления администрации Алтайского края N 576 от 23.12.2014 года, не является основанием для вывода об обратном.
Доводы истца, что фактически капитальный ремонт в принадлежащем ему указанном жилом помещении муниципальным контрактом не был предусмотрен и не проводился, опровергаются содержанием муниципального контракта от ДД.ММ.ГГ которым предусмотрено проведение именно капитального ремонта объектов, согласно Приложению *** в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера (л.д. 28).
Кроме того, исходя из требований вышеприведённых норм и установленных по делу обстоятельств, не проведение капитального ремонта квартиры в установленный срок, либо его проведение не в полном объёме не является основанием для включения истца в список граждан на получение социальных выплат.
Так, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года Порядком предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка предусмотрено (п.2), что его действие не распространяется на жилые помещения и жилищный фонд, поврежденные в результате паводка, капитальный ремонт которых произведен в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23 декабря 2014 года N 576 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка".
Право истца на получение социальной помощи на капитальный ремонт принадлежащего ему жилого помещения, реализовано путем включения его квартиры N "адрес" в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту в порядке, установленном Постановлением N576.
Следовательно, при включении принадлежащего истцу жилого помещения по "адрес" в перечень жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту на основании Постановления N576, права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт этого же жилого помещения истец не имеет.
Доводов, влекущих отмену судебного решения, жалоба не содержит, в связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истца Климошенко Светланы Николаевны - Галицкой Л. А. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.