Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции гражданское дело по исковому заявлению Шатуновой ФИО9 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России Таран А.А. на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Шатуновой ФИО10 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить;
признать за Шатуновой ФИО11 право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: ... в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шатунова Т.Г. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному учреждению "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что ее матери - третьему лицу по делу М.Г.Х. в дата Федеральным учреждением "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" было предоставлено жилое помещение в виде изолированной двухкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м, расположенной по адресу: ... дата с Вавиловой С.М. был заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которого ей передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности. В качестве члена семьи нанимателя указана дочь ФИО14 Шатунова Т.Г. Они зарегистрированы и постоянно проживают ... , осуществляют содержание данной квартиры, оплачивают все необходимые платежи. Ссылаясь на данные обстоятельства, Шатунова Т.Г. просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на занимаемое ею жилое помещение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России Таран А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что судом при принятии решения не было учтено, что в соответствии с приказом от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Уфимская КЭЧ района" уже была реорганизована путем присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, которое и являлось правопреемником ФГУ "Уфимская КЭЧ района", которое не было привлечено к участию в деле и не извещено о его рассмотрении. Также ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России ссылается на то обстоятельство, что здание общежития, в котором расположена спорная комната (квартира) является собственностью Российской Федерации, закреплено за Минобороны России на праве оперативного управления и в муниципальную собственность не передавалось, статус общежития не менялся.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в точном соответствии с нормами материального права. В силу п. 3 данного же Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и влечет переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 28 января 2016 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с непривлечением к участию в деле ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России, интересы которого могут быть затронуты в процессе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что допущенное судом нарушение норм процессуального права, в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Истец Шатунова Т.Г., представитель ответчиков ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России, Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо М.Г.Х. в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения дела на дата извещены надлежащим образом - телефонограммами.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Шатуновой Т.Г. - Фахретдинова Е.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что у истца имеются все основания для приобретения указанной квартиры в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Шатуновой Т.Г. о праве собственности в порядке приватизации не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
По смыслу данной правовой нормы, обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.
В соответствии с поручением Президента РФ от 22.11.2010 года N Пр-336, руководители субъектов РФ должны были подготовить график передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2011 N 115 "О создании Межведомственной рабочей комиссии по передаче объектов Министерства обороны РФ в собственность муниципальных образований Республики Башкортостан" создана Межведомственная комиссия, состав которой утвержден правительством РБ.
Согласно выписке из ЕГРП N N ... от дата на учете состоит пятиэтажное общежитие, общей площадью ... кв.м., инвентарный номер N ... , литер ... , по адресу: адрес, правообладателем указано Министерство обороны Российской Федерации на праве оперативного управления от дата.
На момент рассмотрения настоящего спора данных о передаче общежития по адресу: ... в муниципальную собственность, не представлено.
Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2006 N6-П признано соответствующим Конституции Российской Федерации, положение ч.1ст.4 Закона РФ от 4.07.1991 года "О приватизации" О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Конституционным судом установлено, что единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и поэтому не предопределяет каких-либо особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляется на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Судом установлено, что жилое здание по адрес принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Общежитие в муниципальную собственность не передавалось.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности.
Положения данной нормы закона судом первой инстанции при разрешении спора учтены не были, что привело к его неправильному разрешению и нарушению имущественных прав Российской Федерации в лице ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, которое является правопреемником ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района".
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Жилищным кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в общежитиях.
В силу частей 2, 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Между тем, согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. N ... "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрещена приватизация в общежитиях. Из обстоятельств и материалов дела следует, что жилой адрес в ведение органов местного самоуправления не передавался, состоял и состоит до настоящего времени в реестре федерального имущества.
дата между Федеральным государственным учреждением "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" в лице начальника М.Г.Х., действующего от имени собственника жилого помещения, Министерства обороны Российской Федерации на основании Устава N ... от дата и М.Г.Х. заключен договор социального найма жилого помещения. Согласно данному договору М.Г.Х. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение -двухкомнатная квартира общей площадью 48,3 кв.м по адресу: ... проживания. В качестве члена семьи нанимателя жилого помещения указана дочь Шатунова Т.Г.
Согласно справке о регистрации N ... от дата, М.Г.Х. зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: ... с дата, совместно с ней зарегистрирована ее дочь Шатунова Т.Г. с дата.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 г. N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 г. N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу требований ст. 3 Федерального закона от 08.12.2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации" решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Принятое Министром обороны Российской Федерации решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества. Исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации либо муниципального образования, которым имущество передано, с его принятием переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества.
Исходя из указанных положений законодательства о разграничении государственной собственности к отношениям по пользованию спорным жилым помещением нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма не подлежат применению, в связи с чем, имеющейся договор социального найма между Федеральным государственным учреждением "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района" в лице начальника М.Г.Х. и М.Г.Х. от дата заключен с нарушением требований действующего федерального законодательства.
Согласно требованиям Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. N 1280 учет гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
На основании п. 64 Отраслевого соглашения между Федерации профсоюзов, рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2008-2010 г., утвержденного Министром обороны Российской Федерации 13 ноября 2007 года (п. 65 Отраслевого соглашения на 2011-2013 гг., утвержденного Министром обороны Российской Федерации 07 февраля 2011 года) работники (лица) из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Учет работников из числа гражданского персонала, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений, осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Материалы дела не содержат доказательств постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от дата Шатунова Т.Г. имеет в долевой собственности 4/6 доли права в адрес
Таким образом, сведений, указывающих на то, что Шатунова Т.Г. была признана нуждающейся в жилом помещении, в материалы дела не представлены.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, судебная коллегия, руководствуясь вышеуказанными положениями норм материального права, приходит к выводу, что занимаемое истцом жилое помещение по адресу: г. адрес не подлежит приватизации, поскольку является федеральной собственностью, служебным жилым помещением, данное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, М.Г.Х. и Шатунова Т.Г. были временно вселены в жилое помещение специализированного жилищного фонда, истец нанимателем служебного жилого помещения, на условиях социального найма, указанную квартиру не занимает.
Решение Министерства обороны Российской Федерации (собственника спорного имущества) о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность истца не принималось, собственник жилищного фонда согласия на приватизацию жилого помещения, занимаемого истцом Шатуновой Т.Г., не давал.
Регистрация Шатуновой Т.Г. в спорной квартире и проживание в ней, внесение соответствующих платежей не являются обстоятельствами, позволяющими осуществить приватизацию жилого помещения.
Учитывая, что занимаемое истцом жилое помещение не подлежит приватизации в силу того, что включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду жилых помещений в общежитии, то решение суда на основании п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шатуновой Т.Г. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2011 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шатуновой Т.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны России часть района" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.