Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей: Мугиновой Р.Х.
Киньягуловой Т.М.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Лысенко В.А. на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
иск Галлямовой ФИО10 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить Галлямовой ФИО12, проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый N ... , общей площадью ... кв.м., по цене, установленной действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галлямова Р.С. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес. В обосновании иска указала, что является собственником жилого дома, расположенного по данному адресу, на основании Договора о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка N ... от дата, от дата б/н. Обратившись с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа РБ письмом отказало в предоставлении, в связи с тем, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Считает, что данный отказ является неправомерным, нарушающим её право на приобретение земельного участка в собственность.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Лысенко В.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, при этом указывает, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и входит в число земель зарезервированных для государственных и муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в связи с чем, предоставление в собственность земельного участка не представляется возможным. Полагает, что на основании п. 1,2 ст. 56 Земельного кодекса РФ не предусмотрена регистрация ограничения прав на земельные участки, установленных решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с муниципальной адресной программой "Развитие застроенных территорий городского округа г. Уфа РБ на 2007-2015 годы", утвержденной решением Совета городского округа г. Уфа РБ N 25/8 от 05.07.2007 сносу и реконструкции подлежат объекты, расположенные в границах вышеназванной территории, куда входит испрашиваемый земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости. На момент подачи искового заявления в суд первой инстанции, договор аренды земельного участка N N ... не прекратил свое действие, не расторгнут. Указывает, что общая площадь испрашиваемого истцом земельного участка составляет ... кв.м., что значительно превышает максимально допустимый размер земельного участка, установленный в городских округах РБ для обслуживания индивидуального жилого дома общей площадью ... кв.м.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из статьи 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Галлямова Р.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адресВ, на основании Договора о передаче прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка N ... от дата, от дата б/н, дата регистрации дата N ... , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии N ... от дата.
Указанный жилой дом, расположен на земельном участке по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м., кадастровый N ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства индивидуального жилого дома, в жилой зоне Ж-3, поставлен на кадастровый учет дата.
На основании договора аренды земельного участка N ... от дата, вышеуказанный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО14 ... Срок аренды установлен с дата до дата. Впоследствии ФИО13. по договору передачи прав и обязанностей по Договору аренды земельного участка от дата переуступила права на указанный земельный участок истице Галлямовой Р.С.
дата Галлямова Р.С. обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении ей спорного участка в собственность за плату.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа N N ... от дата в предоставлении земельного участка истцу было отказано, в связи с тем, что Согласно решению Совета городского округа адрес Республики Башкортостан N ... (в ред. от дата) земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в соответствии с пп.13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата, в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... , ... кв.м расположенного по адресу: адрес, имеются ограничения в виде аренды в пользу Галлямовой Р.С., на основании договора аренды земельного участка N ... от дата и договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ... от дата от дата N б/н. (л.д. ...
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказом органа местного самоуправления нарушено исключительное право собственника жилого здания на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором оно расположено в размерах, необходимых для его обслуживания в соответствии с разрешенным назначением. Нахождение земельного участка в границах красных линий не является доказательством ограничения его оборотоспособности, так как он не находится в существующих границах земель общего пользования, по нему не проходят линейные объекты. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает выводы суда законными, основанными на правильном применении норм материального права.
Между тем, сведений о государственной регистрации ограничений прав на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним во исполнение пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 "О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд", ответчиком не предоставлено.
Согласно ст. 70.1. Земельного Кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561 решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости и должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Судом правильно определены и установлены юридически значимые обстоятельства: земельный участок не находится в границах существующих земель общего пользования и на нем не расположены линейные объекты. Следовательно, положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащего запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых объектами, используемыми неограниченным кругом лиц, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Представленный кадастровый паспорт земельного участка N 02/15/1-213616 от 19.03.2015 не содержит сведений о вхождении спорного земельного участка в границы красных линий.
Таким образом, судебная коллегия находит не состоятельным довод жалобы о вхождении спорного земельного участка в границы красных линий и невозможности его предоставления за выкуп в собственность истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал отказ органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы собственника жилого дома, имеющего в силу статьи 1 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором оно расположено, поскольку испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер испрашиваемого земельного участка 1437 кв.м., превышает предельные размеры земельных участков, которые необходимы для эксплуатации объектов, находящихся в собственности, судебная коллегия находит несостоятельным.
Основополагающим принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Документом градостроительного зонирования в г. Уфа, устанавливающим градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, являются Правила землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4 (далее - Правила).
Из сведений Публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером N ... с разрешенным использованием для завершения строительства индивидуального жилого дома, расположен в территориальной зоне ... предназначенной для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 6 этажей, видом разрешенного использования которой в том числе является отдельно стоящие жилые дома котеджного типа на одну семью с земельными участками площадью от ... га (статья 43.1, 45 Правил).
Принимая во внимание площадь и разрешенное использование спорного земельного участка, учитывая нахождение его в территориальной зоне Ж-3, судебная коллегия не усматривает нарушение требований ни земельного, ни градостроительного законодательства при формировании границ земельного участка и последующей постановки на кадастровый учет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок площадью ... кв.м. явно несоразмерен параметрам принадлежащего заявителю жилого дома площадью 191,5 кв.м., сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не применены подлежащие применению нормы Постановления Правительства РБ от 18 декабря 2014 года N 604 "О республиканских нормативах градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан", не могут быть приняты во внимание, поскольку данное Постановление, утратившее силу дата, носило рекомендательный характер.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены законного и обоснованного судебного постановления, содержат суждения о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами, вследствие чего решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата следует оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Не может также повлечь отмену решения суда довод жалобы о том, что на момент подачи искового заявления в суд первой инстанции договор аренды земельного участка N ... не был расторгнут и не прекратил свое действие, поскольку дата срок аренды земельного участка по указанному договору истек и не является препятствием для выкупа земельного участка.
Таким образом, жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Лысенко В.А. -без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т.Нурисламов
Судьи: Р.Х. Мугинова
Т.М.Киньягулова
Справка: судья Идиятова Н.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.