Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Мингазовой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Мухаметяновой А.Х. на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 июля 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Маркешиной ФИО45, Шаяхметовой ФИО46 к администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Маркешиной ФИО47 право собственности на ... доли земельного участка общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером ...
Признать за Шаяхметовой ФИО48 право собственности на ... доли земельного участка общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером ...
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маркешина Е.М., Шаяхметова Д.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа о признании права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: адрес по ... доли за каждой.
Маркешина Е.М. в обоснование иска указывала, что она является собственником ... доли жилого дома, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: адрес. Указанное право перешло к ней от её матери, Маркешиной ФИО50 по договору дарения, которая в свою очередь получила его по наследству от своей матери, бабушки истицы. Указывает, что их семья проживает в этом доме с дата
Шаяхметова Д.М. в обоснование иска указывала, что она является собственником ... доли жилого дома, общей площадью ... кв.м, расположенном по адресу: адрес. Указанное право перешло к ней от её матери по наследству в дата
Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером N N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную.
Являясь собственниками вышеуказанного дома, в течение длительного времени истцы пользуются земельным участком, обрабатывают его, содержат в надлежащем состоянии, несут расходы по содержанию, между ними имеется соглашение о порядке пользования земельным участком. Спора по границам земельного участка нет. Истцы считают, что имеют право на передачу части земельного участка по ... за каждой в собственность.
Определением суда гражданские дела по исковым требованиям Маркешиной Е.М. и Шаяхметовой Д.М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, в соответствии с ч.4 ст.151 ГПК РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Мухаметянова А.Х. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что земельный участок истцам не предоставлялся, а право собственности на жилой дом зарегистрировано за истцами после введения в действие Земельного кодекса РФ. Также указывает на то, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Маркешина Е.М., представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Шаяхметову Д.М., представителя Маркешиной Е.М. - Салимова А.С., указывающих на законность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Маркешина Е.М. и Шаяхметова Д.М. являются собственниками жилого дома, общей площадью ... кв.м, расположенного на земельном участке общей площадью ... кв.м с кадастровым номером N N ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, по адресу: адрес.
Маркешина Е.М., согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата и договора дарения от дата является собственником ... в общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: адрес.(д. ...
Доля Шаяхметовой Д.М., согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата составляет ... доля в общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: адрес.
Согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата наследником ... доли жилого адрес, умершей дата - Ахмадеевой ... Р.А. (л.д. ...
В соответствии со свидетельством о регистрации права собственности от дата ... , Ахмадеев Р.А. является собственником ... жилого дома, общей площадью ... кв.м литера ... , расположенного по адресу адрес, основанием регистрации права собственности является свидетельство о праве на наследство по завещанию от дата N ... (л.д. ...
Также Ахмадеев Р.А. является собственником ... доли земельного участка, общей площадью ... м с кадастровым номером N N ... , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, расположенного по тому же адресу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата (л.д. ...
В предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядке истцы дата обратились в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом N N ... от дата Управлением по земельным ресурсам Администрации г. Уфа РБ в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано, в связи с тем, что он входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственности, а также расположен в границах красных линий (л.д. ...
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, к земельным участками, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную: собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату возникновения спора, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату возникновения спора, установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату разрешения спора, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату возникновения спора,, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Вышеприведенная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком.
Пунктом 9.1 статьи 3 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Ответчик вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что, поскольку истцы являются собственниками жилого дома, право на который у них и предыдущих правообладателей возникло на основании сделок, заключенных до дата, то они вправе приобрести в общую долевую собственность земельный участок, находящийся у них в фактическом пользовании, не изъятый из оборота. Наличие государственной регистрации обременения земельного участка о резервировании его для муниципальных нужд не является доказательством соблюдения порядка резервирования, так как сведения об этом не внесены в государственный кадастр недвижимости.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно технического паспорта по состоянию на дата, дом, принадлежащий истцам на праве собственности, располагается на спорном земельном участке с 1981 года. Правопредшественником истца Маркешиной Е.М. являлась - Маркешина Г.С., которая в свою очередь являлась собственником своей доли дома на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию от дата ... , свидетельства о праве на наследство по закону от дата N1 ... свидетельства о праве на наследство по закону от 16 сентября 2006 года N 1 ... свидетельством о госрегистрации права собственности серии ... (л.д. ...
Истец Шаяхметова Д.М. стала собственником своей доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата N б/н.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка N N ... от дата земельный участок, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: адрес имеет кадастровый номер N ... и состоит на кадастровом учете с дата, находится в зоне ... Сведения о том, что спорный земельный участок изъят или ограничен в обороте, в кадастровом паспорте отсутствуют (л.д. ...
Из приведенных правовых норм следует, что во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, у гражданина возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03 октября 2004 года N 123-ФЗ), которое также переходит и к его наследникам, приобретшим право собственности на доли в доме после смерти наследодателя либо к лицам, приобретшим право собственности на долю в доме на основании заключенной сделки.
Согласно статье 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой дом находится на спорном земельном участке, общей площадью ... кв. м, имеющем категорию земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для обслуживания жилого дома с разрешенным использованием - под жилую застройку индивидуальную. Истцы, будучи собственниками жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, правомерно осуществляют пользование данным земельным участком, возникновение и переход которого прослеживается с 1981 года в результате трансформации прав предыдущих собственников посредством заключения сделок и оформления наследственных прав.
Таким образом, к истцам одновременно с приобретением права общей долевой собственности на жилой дом в порядке правопреемства от прежних собственников (наследодателей) жилого дома перешло право владения на земельный участок, занятый жилым домом и необходимый для его использования, соответственно и право регистрации общей долевой собственности на указанный выше земельный участок с определением размера долей на момент возникновения права на приватизацию земельного участка, то есть на ... за Маркешиной Е.М. и ... Шаяхметовой Д.М. Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что собственником ... доли испрашиваемого земельного участка является Ахмадеев Р.А. с 12 октября 2010 года, сведений о наличии спора между собственниками дома о порядке пользования ... долей земельного участка материалы дела не содержат, напротив суду апелляционной инстанции представлено соглашение о порядке пользования земельным участком по адресу: адрес, согласно которого Ахмадеев Р.Х., Шаяхметова Д.М. и Маркешина Е.М. определили порядок пользования настоящим земельным участок пропорционально долям домовладения, спор между сторонами об использовании земельного участка отсутствует. Кроме того, указанные размеры долей жилого адрес собственниками не оспариваются.
В связи, с чем изложенный в апелляционной жалобы довод ответчика о том, истцом не представлены доказательства предоставления первоначальному собственнику строений земельного участка на праве бессрочного пользования, является необоснованным.
Исходя из положений ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, именно ответчик обязан доказать наличие хотя бы одного из обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предоставлении земельного участка: изъятие земельного участка из оборота; резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд; наличие в отношении испрашиваемого земельного участка ограничения в обороте с одновременным запретом предоставлять его в собственность, а также отсутствие свободной территории для формирования испрашиваемого земельного участка.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Судебная коллегия полагает, что отказ истцам в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
Учитывая изложенное и конкретные обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Мухаметяновой А.Х., без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.