Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Куловой Г.Р.,
Свистун Т.К.,
при секретаре Рахматуллиной А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
Заявление Давлетбаевой Л.Р. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Давлетбаевой Л.Р. в заключении договора и выплате единовременной компенсации в размере ... рублей.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан заключить с Давлетбаевой Л.Р. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и выплатить ей компенсацию в размере ... рублей, предусмотренный Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Давлетбаевой Л.Р. расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей, расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.
Вступившее в законную силу решение суда подлежит исполнению Министерством здравоохранения Республики Башкортостан в месячный срок.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Давлетбаева Л.Р. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа государственной власти.
В обоснование указала, что ... она принята в ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на должность участкового врача-терапевта.
... обратилась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с заявлением о включении в программу "Земский доктор" и выплате компенсации в размере ... рублей, предоставив копии документов, согласно перечня и заполненного договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до ... лет, прибывшим в ... годах после окончания образовательного учреждения, высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Однако до настоящего времени на данные заявление ею не получены мотивированные ответы, договор не заключен, компенсация не выплачена.
Просила суд признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в заключении договора и выплате единовременной компенсации в размере ... рублей, обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и выплатить ей компенсацию в размере ... рублей, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей, расходы по оплате госпошлины - ... рублей.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит решение суда отменить как незаконное.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Б.Р.Р., поддержавшего жалобу, возражения Давлетбаевой Л.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
В рамках реализации указанных положений Федерального закона Правительством Республики Башкортостан было принято Постановление от 16 октября 2014 года N474 "Об осуществлении в 2014 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский заселенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта" (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 2 Постановления установлено, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Республики Башкортостан из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, полученных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Башкортостан в равных долях.
Частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" также предусмотрено, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N2542-р (далее - Распоряжение) утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях осуществления в соответствии с частью 12.1 статьи 51 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2014 году. В соответствие с данным Распоряжением Республике Башкортостан предусмотрен размер иных межбюджетных трансфертов в сумме: 500 000 тысяч рублей. Согласно пункту 2 Распоряжения Федеральному фонду обязательного медицинского страхования при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет средств резерва, предусмотренного в распределении, утвержденном настоящим распоряжением (без внесения в него изменений).
Согласно указанного Постановления уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан для заключения с получателями компенсации договоров о единовременных компенсационных выплатах, предусмотренных Федеральным законом от "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, и договор о единовременных компенсационных выплатах, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", заключается Министерством здравоохранения Республики Башкортостан с получателями компенсации на основании документов и сведений, указанных в пункте 4 указанного Положения.
Согласно пункту 4 Положения Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня приема документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, осуществляет проверку представленной в них информации и принимает решение о заключении либо об отказе в заключении договора с медицинским работником.
Основанием для отказа в заключении Министерством здравоохранения Республики Башкортостан с получателями компенсации договора о единовременных компенсационных выплатах является непредставление (неполное представление) документов и сведений, указанных в пункте 4 настоящего Положения, равно как несоответствие претендента на получение единовременных компенсационных выплат требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Исходя из буквального толкования Положения предоставления получателю компенсации единовременной компенсационной выплаты, право на предоставление компенсационной выплаты имеют медицинские работники, которые в 2013-2014 годах прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Пунктом 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" была предусмотрена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда обязательного медицинского страхования предоставлять заявки на получение иных межбюджетных трансфертов в срок до 15-го числа месяца, предшествующему месяцу, в котором осуществляется единовременная компенсационная выплата в ФФОМС.
Судом установлено, что Давлетбаева Л.Р. в ... году закончила высшее медицинское учебное заведение. ... Давлетбаева Л.Р. получила сертификат специалиста.
... между ГБУЗ РБ Большеустьикинская центральная районная больница и Давлетбаевой Л.Р. был заключен трудовой договор N ... от ... на неопределенный срок, Давлетбаева Л.Р. принята на работу на должность врача-терапевта участкового.
Решением комиссии Минздрава Республики Башкортостан от ... Давлетбаевой Л.Р. отказано в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Доказательств надлежащего вручения указанного решения или выписки из него заявителю, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что ответ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Давлетбаевой Л.Р. получен ... , суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что срок обращения в суд заявителем не пропущен.
Из справки - обоснования от ... следует, что Давлетбаева Л.Р. принята врачом-терапевтом участковым, в целях восполнения дефицита сотрудников сельских медицинских учреждений.
Из части 12.1 статьи 51 Федерального закона N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что правом на получение единовременной компенсационной выплаты обладают медицинские работники, прибывшие на работу в сельский населенный пункт в 2014 году, и их право не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, либо от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате указанной компенсации в разные бюджетные уровни системы Российской Федерации.
Правом на заключение договора и на получение единовременной компенсационной выплаты, Давлетбаева Л.Р. воспользовалась до ... , обратившись непосредственно в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с просьбой сформировать и направить заявку в ТФОМС РБ.
Однако, в решении комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан не указано, по какой конкретной причине Давлетбаевой Л.Р. отказано в заключении договора и предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Из материалов дела следует, что Давлетбаева зарегистрирована и проживает по адресу: ... ,
между тем, ГБУЗ "Большеустьикинская центральная районная больница" расположена по адресу: ... , то есть в другом населенном пункте от места жительства заявителя.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что решение комиссии в виде приказа Минздрава Республики Башкортостан N ... от ... в части отказа Давлетбаевой Л.Р. в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты нельзя признать законным и признал за Давлетбаевой Л.Р. право на получение единовременной компенсационной выплаты, так как она является медицинским работником, переехавшим на работу в сельскую местность в ... году после окончания высшего медицинского учебного заведения, не достигла возраста ... лет, обратилась в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, предоставив все необходимые документы для заключения договора о единовременной компенсационной выплате.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", единовременная компенсационная выплата, по поводу которой возник спор, является одним из видов стимулирования медицинских работников, реализуемого в рамках модернизации системы здравоохранения и в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее также - программы) и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений.
В числе прочего, предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются и на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
При этом, основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений и закрепление их на местах в течение не менее 5-летнего срока.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Доводы жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, выводов суда не опровергают, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи Г.Р. Кулова
Т.К. Свистун
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.