Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Кабировой Е.В., Озерова С.А.
при секретаре Рюмине А.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Мушец Л. А. на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 27 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Мушец Л. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кингисеппском районе Ленинградской области об обязании зачесть периоды учебы и работы в трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Мушец Л. А. обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее - УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области) об обязании зачесть в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, период ее учебы с 1 января 1972 года по 16 июля 1974 года в ср. ПТУ им.А.Крейсберга, а также периоды работы с 5 сентября 1974 года по 27 октября 1978 года в кафе "Нарва", с 3 ноября 1978 года по 31 августа 1994 года в среднем ПТУ N23, произвести перерасчет пенсии с учетом указанных периодов с 3 апреля 2012 года.
В обоснование заявленных требований Мушец Л.А. указывала на то, что с 3 апреля 2012 года ей назначена трудовая пенсия по старости на основании статьи 7.1 Закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при этом учтен только стаж работы на территории Российской Федерации, в то время как спорные периоды учебы и работы на территории Эстонской ССР, входившей в составе СССР, не включены в пенсионный стаж.
Истец полагала, что ответчиком допущено нарушение гарантий предусмотренных статьей 39 Конституции Российской Федерации (л.д.4)
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Мушец Л.А. поддерживала исковые требования, представитель ответчика УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области - Саенко Л.И. исковые требования не признавала (л.д. 34-35).
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 27 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Мушец Л.А. отказано (л.д. 36-40).
Истец Мушец Л.А. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Полагает, что выводы суда противоречат содержанию части 2 статьи 7, статье 39 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 56 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государстве-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", пункта 3 статьи 5, статьи 5.6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, исходя из смысла которых, по мнению подателя жалобы, периоды трудовой деятельности истца до распада СССР, когда не существовало Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей и включаются в российский страховой стаж. Тогда как доводы ответчика основаны на ошибочном толковании норм международного права (л.д. 42-43).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Мушец Л.А. и представитель ответчика УПФ в Кингисеппском районе Ленинградской области не явились, о рассмотрении жалобы извещены, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории на основании своего законодательства.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
Из материалов дела следует, что 27 марта 2012 года Мушец Л.А. обратилась в УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с достижением возраста 55 лет (л.д. 23-24).
Решением УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области от 5 апреля 2012 года Мушец Л.А. с 3 апреля 2012 года назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ (л.д.20) с учетом Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года и заложенного в них принципа пропорциональности назначения и выплаты пенсии пенсионному стажу, полученному на территории Российской Федерации. В пенсионный стаж не включены: период учебы истца с 1 января 1972 года по 16 июля 1974 года в ср. ПТУ им.А.Крейсберга, а также периоды работы с 5 сентября 1974 года по 27 октября 1978 года в кафе "Нарва", с 3 ноября 1978 года по 31 августа 1994 года в среднем ПТУ N23.
При этом УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, 6 апреля 2012 года направило в Департамент социального страхования Эстонской Республики формуляр об обращении за пенсией Мушец Л.А. (л.д.25-26) и формуляр о пенсионном стаже истца с указанием периодов трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству Российской Федерации (л.д. 27).
Согласно данным формуляра о пенсионном стаже Мушец Л.А. от 2 июля 2012 года (л.д.31), уведомления об установлении пенсии от 2 июля 2012 года, выданного Департаментом социального страхования Эстонской Республики (л.д.30), Эстонская Республика признает право истца на назначение и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный Мушец Л.А. на ее территории (спорные периоды), продолжительностью 21 год 10 месяцев 8 дней по достижении истцом установленного в указанном государстве пенсионного возраста 63 лет.
С учетом изложенного УПФР в Кингисеппском районе Ленинградской области обоснованно отказало истцу во включении спорных периодов в трудовой стаж и в перерасчете пенсии на основании ее обращения от 3 сентября 2015 года (л.д.8).
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению нормы материального права и сделал выводы, соответствующие установленным обстоятельствам при соблюдении норм гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 27 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мушец Л. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Улыбина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.