Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре Глумовой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения представителя ФИО1 - ФИО6 в поддержание доводов жалобы, объяснения представителя администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области - ФИО5 в возражениях на жалобу, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения.
В заявлении указано, что постановлением главы администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 01.04.2015 N 186 ФИО1 было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Заявитель полагал данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
Указал, что постоянно проживает и зарегистрирован с 18.09.1997 по адресу: "адрес". Не имеет в собственности другого жилья, а также жилого помещения по договору социального найма, является инвалидом 2 группы, страдает заболеванием (бациллярная форма туберкулеза), дающим право на внеочередное предоставление жилого помещения, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Далее заявитель указал, что 17.03.2015г. он обратился в администрацию МО г. Коммунар с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Комиссией при Ленинградском областном противотуберкулезном диспансере 16.01.2015г. было установлено, что по характеру туберкулезного процесса ФИО1 нуждается в предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Просил признать отказ администрации МО город Коммунар в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, обязать администрацию МО г. Коммунар устранить в полном объеме допущенные нарушения.
В суде первой инстанции представитель административного истца - ФИО6 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить заявление по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика - ФИО7 возражала по заявленным требованиям, просила в иске отказать по тем основаниям, что ФИО1 проживает с семьей в трехкомнатной квартире. Приходящаяся на одного члена семьи жилая площадь выше учетной нормы принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, даже с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь. В данной квартире имеется изолированная комната площадью 13, 2 кв.м., где может проживать заявитель.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований ФИО1 было отказано.
На данное решение ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция заявителя, изложенная в административном исковом заявлении. Указывается, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку по характеру заболевания он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения независимо от превышения учетной нормы, приходящейся на проживающих совместно с ним в квартире лиц.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы данного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Отказывая ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация МО город Коммунар исходила лишь из того обстоятельства, что превышена учетная норма, приходящаяся на одного проживающего, в квартире, где проживает ФИО1
С обоснованностью данного отказа согласился и суд первой инстанции.
Такие мотивы отказа являются необоснованными.
Для разрешения спора администрации следовало истребовать медицинские документы, выяснить, относится заявитель по характеру имеющегося у него заболевания к категории граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь, либо право на предоставление жилого помещения вне очереди. В том случае, если ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, превышение учетной нормы не влияет на его право по смыслу положений п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Имеющиеся в материалах дела медицинские документы по указанному вопросу носят противоречивый характер и не исследовались в должной мере администрацией МО город Коммунар.
Так, в справке ГБУЗ "Гатчинская клиническая межрайонная больница" от 02.03.2015 N 258 указано лишь о праве ФИО1 на дополнительную жилую площадь (л.д.13). В соответствии с протоколом N 214 от 16.01.2015 комиссии при Ленинградском областном противотуберкулезном диспансере указано на нуждаемость ФИО1 по характеру заболевания на предоставление вне очереди жилого помещения (л.д.61).
Кроме того, в том случае, если по характеру имеющегося у него заболевания ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, необходимо выяснение всех обстоятельств, предусмотренных п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, в частности, наличие в квартире, где проживает заявитель, одной или нескольких семей.
Для разрешения данного вопроса администрации следует опросить всех зарегистрированных в квартире и проживающих совместно с заявителем лиц.
По изложенным основаниям, оспариваемое заявителем постановление администрации об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должно быть признано незаконным, а администрация МО город Коммунар обязана повторно рассмотреть данный вопрос, выяснив вышеуказанные обстоятельства.
По этим же основаниям в настоящее время не представляется возможным удовлетворить требование заявителя о постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 01 октября 2015 года отменить в части с принятием по делу нового решения.
Признать незаконным постановление администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 01.04.2015 N 186 об отказе ФИО1 в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть вопрос по заявлению ФИО1 от 17.03.2015 о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
(Судья Гучанова А.А.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.