Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Васильевой В.Г.
судей Дьяконовой З.С.
Матвеевой М.К.
при секретаре Ноговицыной Е.И.
с участием:
прокурора Шкиндер Г.Л.
представителя ответчика Яковлева И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 ноября 2015 года по делу по иску прокурора Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) в интересах Андреевой Л.С. к администрации МО "Город Нюрба" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковое заявление прокурора Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) в интересах Андреевой Л.С. к администрации МО "Город Нюрба" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать администрацию МО "Город Нюрба" Республики Саха (Якутия) предоставить Андреевой Л.С. другое благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, в черте города Нюрба Республики Саха (Якутия), с общей площадью не менее ранее занимаемого жилья взамен квартиры N ... в признанном непригодным для проживания доме N ... по ул. ... г. ...
Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нюрбинского района Ресбпулики Саха (Якутия) обратился в суд в интересах Андреевой Л.С. с исковым заявлением к Администрации МО "Город Нюрба" Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что жилое помещение по адресу: ... , в котором проживает Андреева Л.С., признан аварийным и подлежащим сносу. Администрация МО "Город Нюрба", в нарушение ст.ст.85, 86 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение жильцам указанного жилого помещения, не предоставила, жильцы дома не расселены.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика по доверенности подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение. Указывает на обязательность наличия в соответствии с п.49 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 акта органа местного самоуправления с обязательным указанием даты отселения, что ответчиком соблюдено - распоряжением Главы МО от 16.12.2013 г. N ... дом, в котором проживает Андреева Л.С., признан аварийным, подлежащим сносу. Дата переселения установлена на апрель 2016 года, планируемая дата сноса дома - апрель 2017 года. Но указанные даты не наступили, и закон не предусматривает обязанность предоставления другого благоустроенного жилья до наступления этих сроков отселения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Андреева Л.С. проживает в квартире по адресу: ... на основании договора социального найма жилого помещения, по ордеру N ... от 14.07.2004 г. Общая площадь квартиры составляет ... кв. м.
Согласно выписки N ... от 13.01.2015 Андреева Л.С. состоит на учете по улучшению жилищных условий от 18.10.2004 N ... (л.д. 9).
По заключению межведомственной комиссии N ... от 25.11.2013 дом по улице ... признан подлежащим сносу (л.д.14-16).
Распоряжением Главы МО "Город Нюрба" N ... от 16.12.2013 г. указанный дом включен в перечень аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов г. ... , также определены сроки отселения физических лиц, проживающих в аварийном жилом фонде согласно графику (л.д.17-19).
Удовлетворяя требования прокурора о предоставлении Андреевой Л.С. благоустроенного жилого помещения, суд обоснованно исходил из наличия у нее такого права в связи с признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу. Вместе с тем, указал, что ответчиком предприняты недостаточные меры по расселению жильцов из указанного аварийного дома.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку суд, при вынесении решения не учел следующего.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
В соответствии с абз.2 п.49 указанного Постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, в силу указанных норм права определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Из обстоятельств дела видно, что Администрацией МО "Город Нюрба" РС(Я) в рамках предоставленных данному органу полномочий проведены все мероприятия, предусмотренные законодательством: определен статус жилого дома как аварийного и подлежащего сносу, принято решение об отселении жильцов из аварийного дома и установлен срок такого отселения.
Согласно принятому администрацией района решению по расселению жильцов дома N ... по ул. ... в г. ... , срок окончания переселения граждан из указанного аварийного дома, в том числе семьи Андреевой Л.С., установлен апрель 2016 г. Это подтверждается имеющимся в деле списком граждан подлежащих расселению из аварийного жилья.
При разрешении спора суд указанные обстоятельства оставил без внимания, как и то, что Андреева Л.С. в суде первой инстанции настаивала на временном жилье. Как пояснил представитель ответчика в суде апелляционной инстанции с заявлением о предоставлении жилья из маневренного фонда (временного жилья) Андреева Л.С. в администрацию МО "Город Нюрба" не обращалась.
Поскольку администрация исполнила обязанности, предусмотренные ЖК РФ и указанным выше Положением, по принятию решения о расселении жильцов из аварийного дома, установиласрок расселения, нарушение прав истцов органом местного самоуправления в данной ситуации отсутствует. Установление срока расселения само по себе права истцов не нарушает.
В силу указанных выше норм, лишь в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ прокурором не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств тому, что дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя Андреевой Л.С.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска прокурора о предоставлении жилого помещения по договору социального найма у суда не имелось.
Судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, вынести новое решение, которым прокурору Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), обратившегося в интересах Андреевой Л.С., в иске к администрации МО "Город Нюрба" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 ноября 2015 года по данному делу отменить.
Исковое заявление прокурора Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) в интересах Андреевой Л.С. к администрации МО "Город Нюрба" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий В.Г. Васильева
Судьи З.С. Дьяконова
М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.