Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием истца, его представителя Сивковой Е.Е., представителя ответчика Алексеевой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 17 декабря 2015г., которым по делу по административному исковому заявлению Новгородовой Э.Н. о признании действия Окружной администрации г.Якутска незаконным,
постановлено:
Административное исковое заявление Новгородовой Э.Н. о признании действия Окружной администрации г.Якутска незаконным, - удовлетворить.
Признать действия административного ответчика МКУ ДЖО ГО "Город Якутск" незаконными, требования в части срока сноса многоквартирного дома расположенного по адресу ... недействительным, обязать административного ответчика МКУ ДЖО ГО "Город Якутск" установить разумный срок сноса дома расположенного по адресу ... до 17 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Новгородова Э.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действий Окружной администрации г.Якутска незаконным, мотивируя свои требования тем, что является собственником жилого помещения расположенного по адресу ... 10 сентября 2015 года административной истицей было получено требование о сносе многоквартирного дома, находящегося по адресу ... Согласно требования она должна снести дом до 05 декабря 2015 года, данный срок является не разумным, поскольку в такой короткий промежуток времени не возможно исполнить требование, в связи с чем просила признать действия административного ответчика незаконными, требования в части срока сноса многоквартирного дома признать недействительным, обязать административного ответчика установить разумный срок сноса дома до 17 марта 2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе просит состоявшееся решение суда по делу отменить и вынести новое по которому отказать в удовлетворении иска. Полагает, что истец не имел полномочий обращаться в суд с иском, ссылается на ошибку в резолютивной части решения.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как установлено судом, Новгородова Э.Н. является собственником жилого помещения расположенного по адресу ... , вместе с тем, из материалов дела следует, что Распоряжением Окружной администрации г.Якутска Об утверждении заключений Межведомственной комиссии Городского округа "Город Якутск", по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции N ... от 3 сентября 2015 года многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ... признан аварийным и подлежащим немедленному сносу.
По требованию о сносе аварийного многоквартирного дома от 08.09.2015г. направленному МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск" в адрес истца следует, что срок для сноса установлен до 5 декабря 2015 года.
Обстоятельства, связанные с признанием многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу, установлены правильно.
Исходя из пункта 10 статьи 32 ЖК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.
Согласно п.11 указанной статьи Кодекса, в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Оценив данные положения правовых норм, следует вывод, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботится о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Статьей 14 ГК РФ допускается как способ защиты гражданских прав изменение правоотношения. Избранный истцом способ защиты по изменению срока исполнения требования о сносе аварийного многоквартирного дома не противоречит закону.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушениях прав истца не противоречит фактическим обстоятельствам дела, установление разумного срока для сноса дома в размере шести месяцев исходя из законного интереса собственников в сносе аварийного многоквартирного дома, является обоснованным. Данный срок будет достаточным для решения вопроса о сносе аварийного дома собственниками за свой счет.
При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Доводы жалобы о том, что судом нарушены права остальных собственников установлением иного срока ввиду проведения общего собрания собственников жилья, на котором была выбрана подрядная организация, несостоятельны.
В качестве обоснования своих доводов в данной части ответчик ссылается на протокол общего собрания собственников помещения многоквартирного дома от 07.12.2015г., который предметом рассмотрения судом не являлся, истцом не оспаривался.
Кроме того, в ходе судебного заседания истец высказала свое мнение о том, что в будущем указанный протокол будет оспорен в установленном порядке.
Доводы в жалобе о том, что истец не имела права обращаться в суд с исковым заявлением ввиду того, что решением Якутского городского суда РС(Я) от 23 сентября 2014 года на её квартиру обращено взыскание отклоняются судебной коллегией поскольку в материалах дела имеется копия выписки из ЕГРП от 01.12.2015г., согласно которой Новгородова Э.Н. является единственным собственником квартиры, расположенной по адресу: ...
С учетом изложенных обстоятельств и принимая во внимание нарушение прав истца, суд сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм материального права по делу не установлено, нормы процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 17 декабря 2015г. по делу по административному исковому заявлению Новгородовой Э.Н. о признании действия Окружной администрации г.Якутска незаконным оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.