Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 февраля 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Ефремова Д.В. жалобу ... Олекминского комитета охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) Николаева В.В. на решение судьи Олекминского районного суда РС (Я) от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ... муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N ... " г.Олекминска Скрынниковой А.В.,
установил:
Постановлением ... Олекминского комитета охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) Николаева В.В. N ... от 18 ноября 2015 года ... муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N ... " г.Олекминска (далее - СОШ N ... ) Скрынникова А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Скрынникова А.В. обратилась в Олекминский районный суд с жалобой, в которой просила об отмене постановления и прекращении производства по делу, указывая о том, что она не знала о предоставлении ежегодного отчета об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, что в 2011 г. проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был направлен в Росприроднадзор для согласования, действует в течение 5 лет.
23 декабря 2015 года судьей вынесено решение об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события правонарушения.
... Николаев В.В. с решением судьи не согласился, в жалобе ссылается на то, что муниципальным учреждением было допущено два нарушения Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по которым было возбуждено два административных дела, в т.ч. по ст.8.2 КоАП РФ, которое было рассмотрено им в установленный срок.
В судебное заседание Николаев В.В. не явился, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Скрынникова А.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явилась, о причинах не явки суду не сообщила.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что в рамках проверки, проведенной прокуратурой Олекминского района и Олекминского комитета охраны природы в отношении школы N ... г.Олекминска, были выявлены нарушения Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N89-ФЗ).
19 октября 2015 года постановлением прокурора района в отношении должностного лица - ... Скрынниковой А.В. - было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, за непредоставление в установленный срок отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимого в соответствии с требованиями природоохранного законодательства для уполномоченного органа - Управления Росприроднадзора по РС (Я).
На основании ст.23.29 КоАП РФ дело было направлено для рассмотрения в Олекминский комитет охраны природы.
Старший государственный инспектор Олекминского комитета охраны природы 26 октября 2015 года в связи с необходимостью выявления дополнительных обстоятельств вынес определение о продлении срока административного расследования по делу, возбужденному прокурором, до 18 ноября 2015 года.
13 ноября 2015 года ... в отношении Скрынниковой А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, за невыполнение требований, установленных частью 3 статьи 18 ФЗ N 89-ФЗ, а именно по неисполнению обязанностей по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по факту отсутствия у ответственного лица удостоверения по подготовке в области охраны окружающей среды и свидетельства-сертификата на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
18 ноября 2015 года ... было вынесено постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Судья, отменяя указанное постановление, исходил из того, что государственным инспектором допущены нарушения требований административного законодательства, в частности ст.ст.28.7 и 29.6 КоАП РФ, поскольку оснований для осуществления в рамках административного дела, возбужденного прокурором, проверки и проведения административного расследования и необходимости составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, не имелось.
С данными выводами судьи следует не согласиться, поскольку они основаны на не правильном толковании норм процессуального права.
Согласно ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в т.ч. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (ст.28.3 КоАП РФ).
Так, согласно ст.23.29 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический надзор, в лице старших государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.
В рассматриваемом случае дело по указанной статье КоАП РФ, было возбуждено после непосредственного обнаружения в материалах административного дела ( по ст.8.5 КоАП РФ), направленного прокурором, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Протокол по данному делу составлен и рассмотрен с вынесением постановления по делу уполномоченным должностным лицом.
То, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, не было рассмотрено в установленный ст.29.6 КоАП РФ срок, что проведение административного расследования в рамках этого дела не входило в полномочия старшего государственного инспектора, не могут повлечь отмену постановления, вынесенного по другому административному делу (по ст.8.2 КоАП РФ).
В соответствии с положениями ст. 30.8 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Допущенные судьей нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Олекминского районного суда РС (Я) от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ... муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N ... " г.Олекминска Скрынниковой А.В. отменить, дело направить в Олекминский районный суд на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.