Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе
Председательствующего Зуевой С.М.
судей Савельевой М.А., Черных С.В.
при секретаре Трофимовой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 04 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 28 сентября 2015 года, которым постановлено
исковые требования Любарец Елены Григорьевны удовлетворить.
Отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска N 98 от 22.12.2014г. в части отказа Любарец Елене Григорьевне в назначении досрочной трудовой пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска включить период работы Любарец Елены Григорьевны с 19.06.1982г. по 03.03.1985г. в должности медицинской сестры хирургического отделения в Экибастузском региональном медицинском объединении "Экибастузской Городской больнице" - 2г. 9 мес. 15 дней; - с 04.03.1985г. по 31.03.1986г. (1 г. 27д.), с 31.05.1986г. по 10.01.1988 (1г. 7 мес. 10 д.), с 06.03.1988 г. по 17.12.1994г. (6 лет 9 мес. 12д.), с 07.09.1995г. по 30.11.1998 (Зг. 2 мес. 24 д.), с 14.12.1998 г. по 31.10.1999г. (10 мес. 18 д.), с 01.11.1999 г. по 26.03.2001г. (4 мес. 26 дней) в должности операционной медицинской сестры операционного блока в Экибастузском региональном медицинском объединении "Экибастузской Городской больнице" в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска включить период работы Любарец Елены Григорьевны с 01.04.1986г. по 30.05.1986г. (2 мес.); с 11.01.1988г. по 05.03.1988г. (1 мес.25 д.); с 01.12.1998г. по 13.12.1998г. (13 дней); с 15.04.2003г. по 20.05.2003г. (1 мес. 6 д.), с 21.04.2008г. по 27.05.2007г. (1 мес. 7 дней), всего 6 месяцев 21 день обучения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска назначить Любарец Елене Григорьевне досрочную трудовую пенсию с 23.10.2014г.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда СавельевойМ.А., пояснения представителя Любарец Е.Г. - Бахман О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Любарец Е.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском районе г. Новосибирска (далее УПФ в Октябрьском районе) о признании незаконным и отмене решения от 22.12.2014г. N98 в части исключения из ее специального стажа периода работы в Экибастузском региональном медицинском объединении "Экибастузская городская больница" с 19.06.1982г по 17.12.1994г. и с 07.09.1995г. по 26.03.2001г., а также, периодов времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Просила обязать ответчика включить ей в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью следующие периоды: 1) работы в Экибастузском региональном медицинском объединении "Экибастузская городская больница": с 19.06.1982г. по 03.03.1985г. в должности медицинской сестры хирургического отделения - 2г. 9 мес. 15 дней календарно; с 04.03.1985г. по 31.03.1986г., с 31.05.1986г. по 10.01.1988г., с 06.03.1988 г. по 17.12.1994г., с 07.09.1995 г. по 30.11.1998г., с 14.12.1998 г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999 г. по 26.03.2001г. в должности операционной медицинской сестры операционного блока с учетом льготного порядка исчисления стажа как 1 год работы за 1 год 6 мес. - 20 лет 11 мес. 10 дней. 2) периоды времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности с 01.04.1986 по 30.05.1986г. (2 мес.); с 11.01.1988г. по 05.03.1988г. (1 мес. 25 д.); с 01.12.1998г. по 13.12.1998г. (13 дней); с 15.04.2003г. по 20.05.2003г. (1 мес. 6 д.), с 21.04.2008г. по 27.05.2007г. (1 мес. 7 дней) - 6 мес. 21 д.; и назначить ей с 23.10.2014г. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В обоснование указала, что она 23.10.2014г. обратилась в УПФ в Октябрьском районе с заявлением о назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (подп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), представив при этом в пенсионные органы все необходимые документы. Решением УПФ в Октябрьском районе от 22.12.2014 г. N 98 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как представленными ею документами не подтверждается наличие необходимой для назначения пенсии продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчик считает, что стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному выше основанию по состоянию на 23.10.2014г. составлял менее необходимых 30 лет, а именно 11 лет 07 месяцев 11 дней. С данным решением она не согласна, поскольку ее льготный стаж на дату подачи заявления составлял 35 лет 10 месяцев 27 дней, что достаточно для назначения пенсии по указанному основанию.
Так, ответчиком неправомерно не зачтены периоды ее работы в Экибастузском региональном медицинском объединении "Экибастузская городская больница" (в настоящее время именуемой коммунальное государственное казенное предприятие "Экибастузская городская больница" управления здравоохранения Павлодарской области, акимата Павлодарской области) 16 лет 9 мес. 12 дней календарно, а с учетом льготного порядка исчисления периодов, подлежащих исчислению как 1 год работы за 1 год и 6 мес. - 23 года 8 мес. 25 дней.
Судом постановлено указанное решение, в котором в дальнейшем определением от 2 декабря 2015 года были исправлены описки, с которым не согласно УПФ РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска, в апелляционной жалобе изложена просьба о его отмене.
Указывает, что региональное медицинское объединение "Экибастузская городская больница" организационной формой медицинского учреждения не обладала, поэтому установление тождественности характера профессиональной деятельности истца работе в медицинском учреждении противоречит действующему законодательству.
Кроме того, полагает, что периоды обучения на курсах усовершенствования неправомерно включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Указывает также, что в соответствии с резолютивной частью решения спорные периоды работы засчитаны в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении, с учетом такого подсчета специальный стаж истца составляет менее 30 лет и право на досрочное назначение пенсии отсутствует.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
До 1 января 2015 года, то есть на момент обращения истицы за назначением трудовой пенсии, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЭ).
Согласно ст. 7 Закон N 173-Ф3, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
13 марта 1992 г. заключено Соглашение стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе и Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из статьи 8 Соглашения следует, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Согласно пункту 5 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывавшей в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с иодп.20 п.1 ст. 27 Закона и Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение такой пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
В соответствии с п. 5 Правил льготный порядок исчисления стажа (один год работы в указанных должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев) установлен лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню. Пунктом 1 Перечня предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа операционным медицинским сестрам.
В соответствии с п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды трудовой деятельности истец работала в Экибастузском региональном медицинском объединении "Экибастузской Городской больнице", то обстоятельство, что данная организация не имеет статуса учреждения, послужило отказом во включении указанных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по соответствующему основанию.
Удовлетворяя исковые требования в части включения спорных периодов трудовой деятельности в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что больница, в которой работала Любарец Е.Г., фактически выполняла и выполняет все те же функции, что и другие лечебные учреждения в Казахстане и в России, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости. Условия работы и оплаты труда медицинских работников в ней не отличаются от условий любых других лечебно-профилактических учреждений, оказывающих бесплатную медицинскую помощь.
Суд первой инстанции также обратил внимание на то, что, как следует из ответа главного врача N1-05/782 от 13.06.2015г. (л.д.38-41), понятие лечебно-профилактическое учреждение не использовалось в Законе Республики Казахстан от 04.06.2003г. N430-П "О системе здравоохранения" и не используется в настоящее время в Кодексе Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18.09.2009г. N193-IV.
Само несоответствие наименования организационно-правовой формы регионального объединения и казенного предприятия учреждению, не должно лишать истицу права на досрочную пенсию с учетом того, что характер ее профессиональной деятельности соответствует работе в медицинском учреждении.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно- правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-Ф3, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В данном же случае истица работала в медицинской организации, которая отвечала всем признакам медицинского учреждения, однако ввиду отсутствия таковой в законодательстве Республики Казахстан не была им поименована.
Принцип равенства и справедливости предполагает правовую определенность и связанную с ним предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (п.2 ч.2 Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. N2-П).
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 06.12.2001 года N310-0 и подтверждается выводами Конституционного суда в Постановлениях от 06.03.2004 г. N 81-0 и от 3.06.2004 г. N11-П.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что региональное медицинское объединение "Экибастузская городская больница" организационной формой медицинского учреждения не обладала, поэтому установление тождественности характера профессиональной деятельности истца работе в медицинском учреждении противоречит действующему законодательству, учитывая изложенное, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу, на то, что судом неправомерно включены в стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации, является несостоятельной.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа работодателя является обязательной частью трудовой деятельности.
Статьей 21 Трудового Кодекса Российской Федерации повышение квалификации отнесено к основным правам и обязанностям работника. Повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна профессиональная деятельность работников.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая изложенное, периоды обучения на курсах повышения квалификации судом первой инстанции правомерно включены в стаж педагогической деятельности.
Судебная коллегия также полагать незаслуживающим внимание довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с резолютивной частью решения спорные периоды работы засчитаны в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении, с учетом такого подсчета специальный стаж истца составляет менее 30 лет и право на досрочное назначение пенсии отсутствует.
Судебная коллегия считает необходимым в данной части отметить, что определением суда первой инстанции от 2 декабря 2015 года (л.д.101) в обжалуемом решении исправлена описка и указано, что периоды работы: - с 04.03.1985г. по 31.03.1986г. (1 г. 27д.), с 31.05.1986г. по 10.01.1988 (1г. 7 мес. 10 д.), с 06.03.1988 г. по 17.12.1994г. (6 лет 9 мес. 12д.), с 07.09.1995г. по 30.11.1998 (Зг. 2 мес. 24 д.), с 14.12.1998 г. по 31.10.1999г. (10 мес. 18 д.), с 01.11.1999 г. по 26.03.2001г. ( 1 год 4 мес. 26 дней), всего 20 лет 11 месяцев 10 дней засчитаны в стаж работы Любарец Е.Г. в льготном исчислении.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда в остальной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ в Октябрьском районе г. Новосибирска без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.