Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Коваленко В.В., Карболиной В.А.
при секретаре Низаметовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 04 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Альфа-Банк" на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 15 сентября 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить частично исковые требования А.Ф.
Признать незаконными действия АО "Альфа-Банк" по направлению ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на номер мобильного телефона N принадлежащий А.Ф., SMS-сообщений, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - телефонных звонков.
Возложить на АО "Альфа-Банк" обязанность предоставить А.Ф. следующие сведения:
- подтверждение факта обработки его персональных данных;
- сведения о лицах (за исключением работников ответчика), которые имеют доступ к персональным данным А.Ф. или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ответчиком или на основании федерального закона;
- обрабатываемые персональные данные А.Ф., источник их получения,
- информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных А.Ф.;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных А.Ф. по поручению ответчика, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.
Возложить на АО "Альфа-Банк" обязанность прекратить незаконную обработку персональных данных А.Ф. путем их уничтожения, не допускать направление ему любых рекламных и иных сообщений через СМС-сообщения, по каналам электронной почты и иным способом.
Взыскать с АО "Альфа-Банк" в пользу А.Ф. компенсацию морального вреда в сумме 25 000 руб., судебные расходы в размере 6 966,1 руб., всего 31 966 руб. 10 коп.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения представителя А.Ф. - И.В. и представителя АО "Альфа-Банк" - Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Ф. обратился в суд с иском к АО "Альфа-Банк" о защите прав субъекта персональных данных, возмещении убытков и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что начиная с декабря 2014 г. по апрель 2015 г. ответчиком на его абонентский номер телефона N осуществляется направление СМС-сообщений и телефонных звонков с требованием производить выплаты по кредитному договору. Однако им с ответчиком никаких договоров не заключалось, своего согласия на обработку своих персональных данных он ответчику не давал.
После получения первого СМС-сообщения, которое было направлено ему ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, он направил ответчику претензию с требованием предоставить ему сведения относительно его персональных данных, прекратить незаконную обработку его персональных данных, возместить убытки, компенсировать моральный вред.
Ответ на претензию ответчик ему не направил, добровольно его требования не удовлетворил.
Более того, ответчик продолжил направлять ему СМС-сообщения, а также начал осуществлять на его номер телефона звонки с требованием погасить задолженность по кредиту. Всего ему ответчиком на май 2015 г. было направлено восемь СМС-сообщений и два телефонных звонка.
С учетом отсутствия у ответчика его согласия на обработку персональных данных считает действия ответчика незаконными.
Указывает, что следствием указанного нарушения ответчиком его прав стало причинение ему морального вреда, выражающегося в постоянных переживаниях в связи с обработкой ответчиком его персональных данных.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, А.Ф. просил признать незаконными действия АО "Альфа-Банк" по направлению ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на номер мобильного телефона N, принадлежащий ему, SMS-сообщений, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - телефонных звонков. Возложить на АО "Альфа-Банк" обязанность предоставить ему следующие сведения:
- подтверждение факта обработки его персональных данных;
- сведения о лицах (за исключением работников ответчика), которые имеют доступ к персональным данным А.Ф. или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ответчиком или на основании федерального закона;
- обрабатываемые персональные данные А.Ф., источник их получения,
- информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных А.Ф.;
- наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных А.Ф. по поручению ответчика, если обработка поручена или будет поручена такому лицу.
Возложить на АО "Альфа-Банк" обязанность прекратить незаконную обработку его персональных данных путем их уничтожения, не допускать направление ему любых рекламных и иных сообщений через СМС- сообщения, по каналам электронной почты и иным способом.
Взыскать с АО "Альфа-Банк" в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 25 000 рублей, судебные расходы в размере 6 666,1 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно АО "Альфа-Банк" и в апелляционной жалобе его представитель - Ю.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных. Утверждает, что до получения искового заявления ответчик не располагал информацией, относящейся к персональным данным истца, в связи с чем направление СМС-оповещений, адресованных другому лицу нельзя признать обработкой персональных данных истца.
Также, по утверждению апеллянта, судом не дана оценка тому обстоятельству, что телефонный номер N был предоставлен банку клиентом В. В качестве телефонного номера для связи еще ДД.ММ.ГГГГ, т.е. задолго до заключения истцом договора с оператором связи. Направление СМС-сообщений на вышеуказанный номер арестовывалось не истцу, а иному лицу. Ответчик не располагал данными, позволяющими идентифицировать истца, как обладателя номера N В связи с этим, направление СМС-оповещений, адресованных иному лицу, не может рассматриваться как обработка персональных данных истца.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между АО "Альфа-Банк" и гражданином В. был заключен кредитный договор. При заключении данного договора В. указал в качестве своего контактного телефона номер N и дал согласие АО "Альфа-Банк" на обработку своих персональных данных (л.д. 40-41).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО "Альфа-Банк" на вышеуказанный номер направило ряд СМС-сообщений, содержащих уведомления о необходимости довнесения на счет различных денежных сумм.
Также из материалов дела следует, что в вышеуказанный период времени обладателем абонентского номера N является А.Ф. на основании договора об оказании услуг связи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ОАО "Мегафон" (л.д. 6).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования А.Ф., суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика, который без согласия истца направлял ему вышеуказанные СМС-сообщения, являются незаконными, данные действия нарушили личные неимущественные права истца, чем причинили ему моральный вред, который подлежит компенсации. При этом, суд указал, что информация о смене номера от клиента В. в банк не поступала, не освобождают банк от ответственности, поскольку банк, не проверив принадлежность телефонного номера должнику В., осуществлял передачу информации на указанный номер, не относящуюся к А.Ф., не передававшего своих персональных данных банку. Также суд указал, что истец обращался в банк с письменной претензией от ДД.ММ.ГГГГ в которой указал, что не предоставлял своего согласия на обработку своих персональных данных, указал номер своего мобильного телефона, требовал прекратить обработку его персональных данных, однако ответчик продолжил свои незаконные действия.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и находит их ошибочными.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных").
Как следует из материалов дела, А.Ф. не состоит с АО "Альфа-Банк" в договорных отношениях, не предоставлял АО "Альфа-Банк" сведений о себе. Сам по себе телефонный номер N не содержит сведений о А.Ф. в связи с чем, направление ответчиком на данный телефонный номер СМС-сообщений, адресованных иному лицу, не может быть расценено как обработка персональных данных А.Ф.
Таким образом, материалы дела не содержат сведений об обработке АО "Альфа-Банк" персональных данных А.Ф., а потому решения суда, в части признания незаконными действий АО "Альфа-Банк" по направлению на телефонный номер СМС-сообщений и возложении на АО "Альфа-Банк" обязанности по предоставлению А.Ф. сведений, подтверждающих факт обработки его персональных данных, а также обязанности прекратить обработку персональных данных А.Ф., нельзя признать законным и обоснованным.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для компенсации морального вреда А.Ф.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
Материалы гражданского дела не содержат доказательств наличия обстоятельств, при наличии которых, в силу вышеуказанного положения закона, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда. Следовательно, в данном случае, компенсация морального вреда может быть взыскана только при наличии вины причинителя вреда (ст. 1064 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что спорные СМС-сообщения АО "Альфа-Банк" были адресованы клиенту В., который на момент заключения с АО "Альфа-Банк" кредитного договора являлся обладателем номера N и дал согласие на его информирование по указанному номеру. Сведениями о том, что после ДД.ММ.ГГГГ обладателем вышеуказанного телефонного номера являлся А.Ф., АО "Альфа-Банк" не обладал.
Направление А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ претензии в АО "Альфа-Банк" с требованием о прекращении обработки его персональных данных (л.д. 7-9), не может расцениваться как надлежащее уведомление ответчика о смене владельца вышеуказанного телефонного номера, поскольку к данной претензии не были приложены документы, подтверждающие, что А.Ф. является владельцем указанного телефонного номера.
Таким образом, вина АО "Альфа-Банк" в направлении А.Ф. СМС-сообщений, адресованных иному лицу, отсутствует.
Более того, из текста полученных А.Ф. СМС-сообщений не следует, что они содержали адресованные именно А.Ф. какие-либо требования. Полученные СМС-сообщения А.Ф. в качестве требований о погашении кредита не воспринимал, данные сообщения, как это следует из его претензии, были им расценены как рекламная информация.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, оспариваемым действиями АО "Альфа-Банк" личные неимущественные права А.Ф. нарушены не были.
Вышеуказанные обстоятельства исключают возможность взыскания с АО "Альфа-Банк" в пользу А.Ф. компенсации морального вреда, по указанным им в иске основаниям.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 15 сентября 2015 года отменить и постановить новое решение, которым А.Ф. в удовлетворении иска к АО "Альфа-Банк" отказать, удовлетворив апелляционную жалобу АО "Альфа-Банк".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.