Заместитель председателя Новосибирского областного суда Дронь Ю. И., рассмотрев жалобу Ткачевой А. А., поданную в порядке ст. 30.12 КоАП РФ на постановление N 286 заместителя государственного инспектора Новосибирской области по использованию и охране земель от 08.09.2015г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 17.11.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Ткачевой А. А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 286 заместителя государственного инспектора Новосибирской области по использованию и охране земель от 08.09.2015г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 17.11.2015г., Ткачева А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Заявитель просит отменить вышеназванные акты, в обоснование жалобы указывая, что административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, не совершала, поскольку размещение на земельном участке временного торгового павильона, не являющегося объектом капитального строительства, не влечет нарушения разрешенного использования земельного участка, отсутствуют доказательства того, что размещение расположенного на земельном участке временного сооружения влияет на благоприятные условия жизнедеятельности неопределенного круга лиц. Функциональное назначение временного сооружения относится к вопросу использования самого объекта, а не земельного участка.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 8.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с требованиями подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Статья 42 ЗК РФ предписывает собственникам земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 7 ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ приказом Минэкономразвития РФ от 1.09.2014 г. N 540 утвержден (п. 1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков, установлено (п. 2), что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
Согласно п. 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Пункт 13 статьи 34 указанного закона предписывает, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу части 2 статьи 85 ЗК РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны города Новосибирска, определяются ст. 22 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 и постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным и городским округам Новосибирской области".
Статья 39 Градостроительного кодекса РФ и статья 7 Правил землепользования и застройки города Новосибирска предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.
В соответствии с п.14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, помимо прочего и разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Материалами дела установлено, что 27.07.2015 г. должностным лицом Управления Росреестра по Новосибирской области в рамках внеплановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства проведено обследование земельного участка площадью 823 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", кадастровый "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Проверкой установлено, что на указанном земельном участке расположено строение - магазин (имеется вывеска), в котором ведется торговая деятельность, что не соответствует разрешенному виду использования.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: актом внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства N 53-ф (административный материал л.д.21); фототаблицей (административный материал л.д.4); протоколом об административном правонарушении (административный материал л.д. 22); выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (административный материал л.д.2). из содержания которой следует, что земельный участок принадлежит Ткачевой А.А. и ее несовершеннолетнему сыну "данные изъяты" на праве общей долевой собственности; кадастровой выпиской о земельном участке (административный материал л.д.17), копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 10), отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования, с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ткачевой А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что размещение на земельном участке временного торгового павильона, не являющегося объектом капитального строительства, не влечет нарушения разрешенного использования земельного участка, является необоснованным, поскольку целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах, которым в данном случае являются выписка из из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельство о государственной регистрации права. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением и разрешенным использованием. Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным и городским округам Новосибирской области", земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, отнесены к второй группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, а земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов. С заявлением об изменении разрешенного вида использования в уполномоченный орган в установленном специальными нормами земельного и градостроительного законодательства порядке Ткачева А.А. не обращалась.
Доводы об отсутствии доказательств того, что размещение расположенного на земельном участке временного сооружения влияет на благоприятные условия жизнедеятельности неопределенного круга лиц и о том, что функциональное назначение временного сооружения относится к вопросу использования самого объекта, а не земельного участка, подлежат отклонению, поскольку не влияют на квалификацию.
Судебная практика, на которую ссылается Ткачева А.А., не свидетельствует о правомерности ее действий и не освобождает ее от ответственности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок привлечения Ткачевой А.А. к административной ответственности соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Ткачевой А.А. вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления N 286 заместителя государственного инспектора Новосибирской области по использованию и охране земель от 08.09.2015г., решения судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 17.11.2015г. не усматривается, а жалоба Ткачевой А. А. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление N 286 заместителя государственного инспектора Новосибирской области по использованию и охране земель от 08.09.2015г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 17.11.2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Ткачевой А. А., оставить без изменения, а жалобу Ткачевой А. А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда Ю.И. Дронь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.