Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сарбашева В.Б.,
судей - Красиковой О.Е., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Черкезовой ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 декабря 2015 года, которым
Исковое заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Черкезовой ФИО1 удовлетворено. С Черкезовой ФИО1 в пользу Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай взыскано неосновательное обогащение в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с иском к Черкезовой ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере "данные изъяты" рублей. В обоснование иска указано, что ответчику была предоставлена выплата на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате паводка в размере "данные изъяты" рублей. Распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 08 октября 2015 г. N 664-рГ Черкезова Л.В. исключена из списка граждан, имеющих право на получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате паводка 2014 года. Ответчик был уведомлен о необходимости возвращения полученной суммы, однако в добровольном порядке никаких мер к возвращению неосновательного обогащения не принял.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит Черкезова Л.В., указывая, что доказательств того, что Черкезова Л.В. письменно уведомлена о том, что она исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате паводка 2014 года, о переплате и способах возврата полученной суммы, представлено не было. Кроме того в судебном заседании стороной истца не было представлено доказательств того, что жилые помещения принадлежащие Черкезовой Л.В. пригодны для проживания. Полагает, что включение ее в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате паводка 2014 года, было правильным и обоснованным. В обосновании жалобы ссылается на п.п. 5, 14 Порядка предоставления социальной выплаты гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.10.2014 N 295, распоряжение главы Правительства Республики Алтай от 21.04.2015 г. N228-рГ.
Проверив материалы дела, выслушав Черкезову Л.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Рябича А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 18 указанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N1365 утверждены Правила предоставления в 2014 году из Федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации; распределение в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2014 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края (далее - субъекты Российской Федерации) на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подп. а п. 7 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения (далее - меры поддержки).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.10.2014 N 295 утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, являющиеся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений на территории Республики Алтай, поврежденных в результате паводков и требующих капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Отсутствие права на получение социальной выплаты, установленного п. 3 настоящего Порядка является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты (под. а п. 9).
Распоряжением временно исполняющего обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Бердниковым А.В. от 29 мая 2014 года N315-р в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что Распоряжением главы Республики Алтай N 228-рГ от 21 апреля 2015 года утвержден список граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, в который включена Черкезова Л.В.
05 мая 2015 года на лицевой счет Черкезовой Л.В. перечислена социальная выплата на капитальный ремонт жилого, помещения поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года в размере "данные изъяты" рублей, что подтверждается реестром денежных средств с результатами зачислений N от "дата" (л.д. 8).
14 сентября 2015 года Черкезова Л.В. уведомлена об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, в связи с наличием другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением Главы Республики Алтай N644-рГ от 08 октября 2015 года о внесении изменения в приложение к распоряжению Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 21 апреля 2015 года N228-рГ Черкезова Л.В. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 января 2015 года, Черкезова Л.В. является собственником следующих объектов недвижимости: квартира, расположенная по адресу: "адрес"; квартира, расположенная по адресу: "адрес"; жилой дом, расположенная по адресу: "адрес"; ? доля жилого дома в праве общей долевой собственности, расположенная по адресу: "адрес".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилые дома, расположенные по адресу: "адрес", заключениями межведомственной комиссии от 25 июля 2014 года были признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, с целью дальнейшей эксплуатации жилого помещения и проживания в них рекомендовано провести капитальный ремонт.
Как следует из акта обследования многоквартирного дома по "адрес" от 29 мая 2014 года, необходимости в аварийно-спасательных работах нет, поскольку при осмотре установлен подъем уровня грунтовых вод до 10 см., подъезды к дому не затапливались, препятствий к подходу и подъезду дома не было, инженерные сети не пострадали.
Кроме того, 29 мая 2014 года был обследован многоквартирный жилой дом по "адрес". Согласно выводам комиссии дальнейшая эксплуатация дома возможна при условии проведения аварийно-восстановительных работ (очистка придомовой территории от мусора), требуется экспертиза состояния несущих конструкций, подверженных затоплению.
Вышеизложенное дает право на утверждение того, что у заявителя имеются иные жилые помещения пригодные для жилья.
Доказательств того, что жилые помещения расположенные по адресу: "адрес" не пригодны для проживания, истцом в суд первой инстанции, а также в суд апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, Черкезова Л.В., имеет в наличие жилые помещения, пригодные для проживания.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства и принимая во внимание установленные обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает, что в силу положений Порядока предоставления социальной выплаты гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Республики Алтай, у ответчика право на получение социальной выплаты в размере "данные изъяты" рублей отсутствовало, в связи с чем указанная выплата получена без установленных законодательством оснований, что в силу ст. 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением, подлежащем возврату.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод жалобы о том, что стороной истца не представлено доказательств, того что другие жилые помещения пригодны для проживания основаны на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Довод жалобы о том, что не представлено доказательств того, что Черкезова Л.В. письменно уведомлена о том, что она исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате паводка 2014 года, о переплате и способах возврата полученной суммы, правового значения не имеет, поскольку действующим законодательством не предусмотрено уведомление граждан об исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате паводка 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, исследованных и установленных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного по делу решения.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и изменению либо отмены принятого по данному делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черкезовой ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Б. Сарбашев
Судьи
О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.