Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., административное дело по административному иску Ковригиной А.В. об оспаривании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Ивановой Н.С. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 09 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 08.06.2015 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления - незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска утвердить в течение 10-ти дней с момента вступления решения в законную силу схему расположения земельного участка по "адрес" в г. Красноярске, на кадастровом плане территории и предварительно согласовать его предоставление Ковригиной А.В. в порядке, предусмотренном действовавшим на момент обращения законодательством.
Сведения об исполнении решения необходимо представить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковригина А.В. обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - ДМИЗО Администрации г. Красноярска) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, мотивируя тем, что истица обратилась в ДМИЗО Администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под гаражом по адресу: "адрес", общей площадью 23 кв.м., на кадастровом плане территории и предварительно согласовать его предоставление, однако истице было отказано в утверждении схемы со ссылкой на отсутствие утвержденного проекта межевания территории. Полагает отказ незаконным, поскольку земельный участок расположен непосредственно под гаражом, принадлежащим ей на праве собственности, и необходим для обслуживания гаража. Просила признать незаконным решение ДМИЗО администрации г. Красноярска от 08 июня 2015 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязать ДМИЗО администрации г. Красноярска утвердить схему расположения земельного участка.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ДМИЗО администрации г. Красноярска Иванова Н.С., ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение отменить. Указывает на то, что ДМИЗО администрации г. Красноярска было отказано в утверждении схемы, поскольку не был утвержден проект межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Ковригиной А.В. - Баландюк Д.Р. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов. Указывает на то, что право собственности на гараж было зарегистрировано в установленном законом порядке в связи с чем, истец имеет исключительное право на предоставление земельного участка. ДМИЗО администрации г. Красноярска был пропущен срок на подачу апелляционной жалобы.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителя Ковригиной А.В. - Баландюка Д.Р., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Положениями п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1 -13, 15-19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;
Также ст. 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (п. 11).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 данного Кодекса (п. 16).
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (п. 17).
Исходя из п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании вступившего в законную силу заочного решения Советского районного суда г. Красноярска от 23 ноября 2013 года Ковригина А.В. является собственником нежилого помещения (гаража), площадью 17,9 кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Указанный гараж был возведен в 1994 году на земельном участке, предоставленном под строительство гаража по договору аренды земельного участка от 27 марта 1996 года ГСК "Импульс-2", членом которого являлась Ковригина А.В.
Право собственности Ковригиной А.В. на гараж зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 февраля 2014 года.
С целью оформления прав на распложенный под указанным строением земельный участок кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах, необходимых для обслуживания гаража и находящихся в фактическом пользовании заявителя (площадью 23 кв.м.).
13 мая 2015 года Ковригина А.В. обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка без проведения торгов с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответом от 08 июня 2015 года ДМИЗО администрации г. Красноярска отказало в предварительном согласовании участка и в утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории в связи с отсутствием проекта межевания территории, на которой расположен испрашиваемый участок.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ ДМИЗО администрации г. Красноярска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, поскольку Ковригина А.В., как собственник гаража, возведенного на отведенном для этих целей земельном участке, в силу п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, имеет право на предоставление расположенного под гаражом земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ей строения по назначению. В этой связи суд обязал ДМИЗО администрации г. Красноярска подготовить и утвердить в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу схему расположения земельного участка, расположенного в "адрес", на кадастровом плане территории, а также предварительно согласовать его предоставление административному истцу.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на подлежащих применению нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отказ ДМИЗО г. Красноярска в утверждении схемы связан с отсутствием проекта межевания территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку им была дана надлежащая оценка в решении суда.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие проекта межевания территории не имеет правового значения, поскольку положения пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предусматривающие его наличие, были введены в действие с 01 марта 2015 года, т.е. после отведения испрашиваемого участка под строительства гаража и его возведения, кроме того, указанные положения Земельного кодекса РФ распространяются на земельные участки свободные от строения, возведенных в установленном законом порядке и принадлежащим третьим лицам, что к спорным отношениям не относится.
Другие доводы жалобы не содержат обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, поскольку они направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Доводы возражений на апелляционную жалобу о том, что ДМИЗО администрации г. Красноярска пропущен срок на подачу апелляционной жалобы, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что данный срок, исчисляемый со дня принятия решения суда в окончательной форме, административным ответчиком не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 09 ноября 2015 года - без изменения, а апелляционную жалобу представителя ДМИЗО администрации г. Красноярска Ивановой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.