судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Мингалева КВ к администрации Курагинского района Красноярского края о взыскании денежных средств социальной выплаты на улучшение жилищных условий
по апелляционной жалобе Мингалева К.В.
на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении иска Мингалева КВ к администрации Курагинского района Красноярского края, Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о взыскании денежных средств в рамках реализации признанного судебным актом права на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий по долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мингалев К.В. обратился в суд с требованиями к администрации Курагинского района Красноярского края о взыскании денежных средств социальной выплаты на улучшение жилищных условий по долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы в размере 807091 рубль 20 копеек.
Требования мотивированы тем, что семья истца была признана участником краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2008 годы. В связи с окончанием срока действия данной программы, его семья как участники, не получившие жилье в связи с недостаточностью финансирования, была включена в список участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2011 годы. В 2010 году ответчик сообщил, что его семья исключена из списка участников Программы, в связи с достижением его супругой возраста 35 лет. Решением суда от 11.02.2013г. Постановление администрации Курагинского района Красноярского края от 02.03.2010 года в части исключении его семьи из участников Программы признано незаконным, семья истца была включена в список молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 годы, но Министерство строительства и архитектуры Красноярского края не включило семью истца в списки участников программы, в связи с чем, он и его семья оказались лишены возможности получить выплату на приобретение жилья.
Определением суда от 02.10.2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Красноярского края.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мингалев К.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с пп. "а" п. 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Согласно п.п. "а" п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
Аналогичные условия, предъявляемые к участникам подпрограммы, а также основания к отказу в признании семьи участником подпрограммы содержались и в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (п. 5 и 18).
Таким образом, участником, как предыдущей подпрограммы, так и подпрограммы на 2011 - 2015 годы могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы "Жилище на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
Аналогичные условия предусмотрены и долгосрочной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. N 596-п, согласно которой участником программы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой либо одного родителя в неполной семье на дату утверждения Министерством строительства и архитектуры Красноярского края списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат не превышает 35 лет включительно.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, постановлением Главы муниципального образования "Курагинский район" от 21.07.2009г. N 171-п семья Мингалевых была признана участником долгосрочной Краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2011 годы и включена в соответствующий список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
На день принятия администрацией Курагинского района Красноярского края постановления о признании семьи Мингалевых участниками программы супруги соответствовали возрастному критерию участников программы.
Постановлением Главы муниципального образования "Курагинский район" от 02.03.2010г. N 126-п семья Мингалевых исключена из списка
участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2011 годы в связи с достижением НА предельного возраста участия в программе - 35 лет.
Не согласившись с исключением из программы, Мингалев К.В. обжаловал данные действия администрации в судебном порядке.
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 26.10.2012 года Мингалеву К.В. в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 11.02.2013г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о признании незаконным постановления администрации Курагинского района от 02.03.2010 г. N 126-п "Об исключении из списка на 2010 год участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009 - 2011 годы в части исключения из числа участников программы семьи Мингалевых и возложении обязанности на администрацию Курагинского района включить семью Мингалевых в сводный список участников краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012 - 2015 годы в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
На основании вышеуказанного судебного акта, в 2013 году семья Мингалевых была включена администрацией Курагинского района Красноярского края в список молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году. Указанный список был направлен в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края 22.03.2013 года.
Министерством строительства и архитектуры Красноярского края при формировании и утверждении сводного списка молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013г., семья Мингалевых была исключена из списков, поскольку оба супруга на 2013 год достигли возраста более 35 лет.
Не согласившись с решением Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, Мингалев К.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности включить его и членов его семьи в список участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы на 2013 год с правом получения социальной выплаты в 2014 году, а также к администрации Курагинского района о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участнику программы в размере 826848 рублей.
Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 07.11.2014г. исковые требования Мингалева К.В. были удовлетворены частично, однако, апелляционным определением Красноярского краевого суда от 20.05.2015г. данное решение отменено и принято новое решение, которым истцу отказано в удовлетворении иска.
Поскольку семья истца была включена в список молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012 - 2015 годы, однако, средства социальной выплаты на улучшение жилищных условий по данной целевой программе не получила, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Разрешая исковые требования Мингалева К.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на улучшение жилищных условий, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что с достижением истцом и его супругой возраста 36 лет семья Мингалевых утратила право на получение социальной выплаты в рамках краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Как верно установлено судом первой инстанции, апелляционным определением Красноярского краевого суда от 20.05.2015г. истцу отказано в удовлетворении иска к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности включить его и членов его семьи в список участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы с правом получения социальной выплаты в 2014 году и к администрации Курагинского района Красноярского края о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья как участнику программы в размере "данные изъяты".
При этом судом верно указано, что то обстоятельство, что семья Мингалевых по решению суда была включена органом местного самоуправления в список семей-участников краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение или строительство жилья, само по себе не означает, что семья Мингалевых обладает безусловным правом на получение данной социальной выплаты, в связи с этим судом сделан правильный вывод, что поскольку на дату утверждения Министерством строительства и архитектуры Красноярского края списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, истец и его супруга превысили возраст 35 лет, то есть, утратили статус молодой семьи, они обоснованно не были включены в указанный список.
Поскольку на основании федерального и регионального законодательства участники, обладающие условиями на участие в целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", являются лишь кандидатами на получение субсидии на приобретение или строительство жилья, судом правильно определено, что Мингалевы по достижению возраста 36 лет утратили статус молодой семьи, а, следовательно, и основания на получение социальной выплаты в рамках краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2012-2015 годы.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с правомерным выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании денежных средств на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и оцененных им по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мингалева К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.