Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Малякина А.В., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., административное дело по административному иску Деминой Л.В., Деминой Г.Б. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности,
по апелляционной жалобе представителя Деминой Л.В., Деминой Г.Б. - Полиновского В.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 октября 2015 года, которым постановлено:
"Деминой Л.В., Деминой Г.Б. отказать в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными решений от 14.07.2015 г. N 24/01/027/2015-5079, N 24/01/027/2015- 5077, об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демина Л.В., Демина Г.Б. обратились с административным иском об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) об отказе в государственной регистрации права собственности, мотивируя тем, что на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16 января 2014 года, вступившего в законную силу 03 апреля 2014 года, Деминой Л.В. и Деминой Г.Б. принадлежит на праве собственности двухквартирный жилой дом по "адрес", выстроенный в 1958 году. Деминой Л.В. принадлежит квартира N 1, Деминой Г.Б. - квартира N 2. Право собственности на указанные квартиры зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок площадью 701 кв. м., на котором находится данный жилой дом, имеет статус "ранее учтенный", был поставлен на государственный кадастровый учет 15 ноября 2005 года, имеет кадастровый номер N. 27 января 2015 года в отношении земельного участка было проведено межевание. Поскольку, земельный участок, на котором находится двухквартирный жилой дом, сформирован в установленном законом порядке, поставлен на государственный кадастровый учет, его площадь и границы установлены и соответствуют материалам межевания, Демина Л.В. и Демина Г.Б. обратились в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности на долю в праве общей собственности на указанный земельный участок, как на общее имущество многоквартирного жилого дома, представив все необходимые документы: кадастровую выписку о земельном участке, квитанции об оплате государственной пошлины в установленном размере, доверенность на представителя. Однако, 14 июля 2015 года Управлением Росреестра по Красноярскому краю были вынесены решения об отказе в государственной регистрации права собственности на долю в праве общей собственности на указанный земельный участок, как на общее имущество многоквартирного жилого дома (т.е. с определением доли в праве собственности пропорционально общей площади занимаемой квартиры), по мотиву непредставления в данный государственный орган документов, подтверждающих формирование земельного участка. Вместе с тем, в подтверждение формирования данного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет, истицами была представлена кадастровая выписка, выданная органом кадастрового учета, которая является достаточным доказательством того, что земельный участок, занимаемый двухквартирным домом, сформирован и поставлен на кадастровый учет. Кроме того Управление Росреестра по Красноярскому краю, отказывая в регистрации, не приняло во внимание, что земельный участок имеет статус ранее учтенных. Просили признать решения Управлением Росреестра по Красноярскому краю от 14 июля 2015 года об отказе в государственной регистрации права собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер N, как на общее имущество многоквартирного жилого дома, незаконными, возложить обязанность на Управление Росреестра по Красноярскому краю произвести государственную регистрацию в течение трёх рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Деминой Л.В., Деминой Г.Б. - Полиновский В.И., ссылаясь на доводы и обстоятельства, указанные в исковом заявлении, а также нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение отменить. Дополнительно кказывает на то, что на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, жилой дом имел статус многоквартирного на протяжении 9 лет, в связи с чем, земельный участок, на котором расположен жилой дом, должен перейти в общую долевую собственность. Право собственности на земельный участок по существу никем не оспаривается. Несоответствие вида разрешенного использования, указанного в кадастровом паспорте и фактического использования земельного участка не имеет правового значения для отказа в регистрации права собственности на земельный участок.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Бортникова Е.А., действующая на основании доверенности, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов. Указывает на то, что спорный земельный участок был предоставлен для ведения приусадебного хозяйства, а данный вид разрешенного использования не предполагает расположение на нем многоквартирного дома. Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N 1-6/14436 от 09 октября 2015 года не может быть принято в качестве доказательства, поскольку указанный документ на государственную регистрацию не предоставлялся, правовая экспертиза документа государственным регистратором не проводилась.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав представителя административных истцов Деминой Л.В., Деминой Г.Б. - Полиновского В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Власенко Е.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли населенных пунктов являются одной из разновидности земель в Российской Федерации, подразделённых по целевому назначению.
На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений
В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждён Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", согласно которому на приусадебном участке личного подсобного хозяйства разрешено, в том числе размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и установление отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом (абз. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абз. 13).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 16 января 2014 года, вступившим в законную силу 03 апреля 2014 года, по гражданскому делу по иску Деминой Л.В. и Деминой Г.Б. к администрации г. Красноярска, за Деминой Л.В. признано право собственности на квартиру N 1 в "адрес", общей площадью 31,4 кв.м.; за Деминой Г.Б. признано право собственности на квартиру N 2 по "адрес", общей площадью 27,3 кв.м.
Указанным решением суда установлено, что жилой дом по "адрес" возведён в 1958 году супругами Демиными А.Н. и А.Ф., достроен в 1980 году.
11 сентября 2014 года на основании вышеуказанного решения за Деминой Л.В. и Деминой Г.Б. в установленном законом порядке было зарегистрировано право собственности на квартиры N 1 и N 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11 сентября 2014 года.
Согласно кадастровой выписке от 12 марта 2015 года, земельный участок с кадастровым номером: N площадью 701 кв.м., местоположением: "адрес", был поставлен на кадастровый учёт 05 ноября 2005 года, с разрешённым использованием: для ведения приусадебного хозяйства, отнесён к категории земель: земли населённых пунктов.
30 мая 2015 года Демина Л.В. и Демина Г.Б. в лице представителя обратились в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: "адрес", представив в регистрирующий орган заявления, доверенность представителя, чек об оплате госпошлины, кадастровая выписка о земельном участке от 12 марта 2015 года.
11 июня 2015 года Демина Л.В. и Демина Г.Б. были уведомлены регистрирующим органом о приостановлении государственной регистрации, в связи отсутствием документа подтверждающего формирование в установленном законом порядке земельного участка под многоквартирным жилым домом по "адрес". Заявителям предложено в срок до 14 июля 2015 года представить отсутствующие документы.
Кроме того, 15 июня 2015 года регистрирующим органом, в рамках предоставления государственной услуги по регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме по "адрес" был направлен в Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска межведомственный запрос о предоставлении сведений, под каким объектом недвижимого имущества поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером N, имеющий разрешённое использование: для ведения приусадебного хозяйства, сформирован ли земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"
22 июня 2015 года Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска в адрес Управления Росреестра по Красноярскому краю был дан ответ, в котором указано, что формирование спорного земельного участка не проводилось, границы участка с кадастровым номером N были согласованы в целях постановки его на кадастровый учёт в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Информация о расположении на земельном участке многоквартирного жилого дома в департаменте отсутствует.
14 июля 2015 года (исх. N 24/001/027/2015-5077 и N24/001/027/2015-5079)_регистрирующим органом были приняты решения об отказе Деминой Л.В. и Деминой Г.Б. в государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме по "адрес" (земельный участок), по основаниям, предусмотренным абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в связи с тем, что на момент окончания срока приостановления государственной регистрации обстоятельства, препятствующие ее проведению, устранены не были.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения законодательства, исходил из вывода о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования в целях обслуживания и эксплуатации этого дома и проведения кадастрового учета. При этом формирование и кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N в целях обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, находящегося по адресу: "адрес", не проводились. Данных о том, что земельный участок изначально предоставлялся, а также был сформирован и поставлен на кадастровый учет под многоквартирный жилой дом, в материалах дела не имеется. 15 ноября 2015 года (после введения в действие Жилищного кодекса РФ) при постановки указанного земельного участка на кадастровый учет был определен вид разрешенного использования земельного участка - "для ведения приусадебного хозяйства", что противоречит фактическому использованию земельного участка на момент обращения административных истцов в регистрирующий орган. По информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска, представленным на межведомственный запрос в адрес регистрирующего органа на момент принятия последним решения об отказе в государственной регистрации, формирование земельного участка не проводилось, сведения о нахождении на нем многоквартирного жилого дома отсутствуют. Также суд указал на отсутствие сведений о том, что расположенный на земельном участке дом изначально возводился в эксплуатацию, как двухквартирный жилой дом. Право собственности административных истцов на квартиры N 1 и N 2 было признано судом в 2014 года, то есть уже после постановки земельного участка на кадастровый учёт и определения вида разрешенного использования.
Установленные по делу обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что у Управления Росреестра по Красноярскому краю отсутствовали законные основания для регистрации общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, как на общее имущество в многоквартирном доме, в связи с чем решения административного ответчика от 14 июля 2015 года N 24/01/027/2015-5079, N 24/01/027/2015- 5077, полностью соответствуют требованиям абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Не свидетельствуют о незаконности решения доводы жалобы о том, что на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, расположенный на нем жилой дом имел статус многоквартирного на протяжении 9 лет.
На основании п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представляемые на государственную регистрацию документы, устанавливающие наличие (возникновение) прав на недвижимое имущество должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Проводимая регистрирующим органом правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, предполагает оценку документов на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражения в них информации, необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При этом в случае если в представленных документах имеются противоречия, либо они не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо не отражают информации, необходимой для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регистрирующий орган не вправе устанавливать необходимые для регистрации обстоятельства на основании совокупной оценки представленных документов.
Учитывая, что в кадастровой выписке от 12 марта 2015 года вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: N, указан "для ведения приусадебного хозяйства", а также согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска от 22 июня 2015 года, формирование указанного земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" не проводилось, информация о расположении на земельном участке многоквартирного жилого дома в департаменте отсутствует, у регистрирующего органа отсутствовали основания для регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, как на общее имущество многоквартирного дома.
Вопреки утверждениям апелляционной жалобы об отсутствии иной возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, вопрос о правах административных истцов в отношении данного земельного участка может быть разрешен в порядке искового производства, а не в порядке оспаривания решений регистрирующего органа, которые на момент их вынесения полностью соответствовали требованиям закона.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, сводятся к повторному изложению доводов административных истцов, которые являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда и иную оценку обстоятельств дела, для чего у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 октября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Деминой Л.В., Деминой Г.Б. - Полиновского В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.