судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Войты И.В.,
судей Мирончика И.С., Полынцева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,
дело по иску Министерства природных ресурсов и экологи Красноярского края к Администрации города Лесосибирска о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов.
по апелляционной жалобе Администрации города Лесосибирска,
на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 03 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию города Лесосибирска ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную на территории микрорайона Полянка г. "адрес" координаты N, в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологи Красноярского края обратилось в суд с иском к Администрации города Лесосибирска о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов.
Требования мотивированы тем, что в ходе натурного обследования Министерством выявлена несанкционированная свалка мусора расположенная в "адрес". Администрацией города не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых отходов, а значит не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Лесосибирска просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя Администрации города Лесосибирска Логинову М.В., поддержавшей жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 330 ГПК РФ предусматривает, что основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неверное толкование норм материального права.
Указанные нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения Министерством природных ресурсов и экологи Красноярского края обследования "адрес" в поле выявлена несанкционированная свалка мусора различного происхождения, что подтверждается актом обследования от "дата", фотоматериалами. Собственник отходов не установлен. Доказательств ликвидации свалки не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "Об отходах производства и потребления", и исходил из того, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Установив, что свалка отходов находится на территории, распоряжение которой осуществляется Администрацией города Лесосибирска, которая не предпринимает меры, направленные на регулярную очистку от отходов территории, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, а также нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, суд первой инстанции, возложил на Администрацию обязанность ликвидировать указанное несанкционированное место свалки отходов.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим обстоятельствам.
В силу ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обязанность обеспечения которой возлагается не только на органы местного самоуправления, но и собственников земельных участков, а также других лиц, не являющихся собственниками земельных участков, землевладельцев, арендаторов.
Примененные судом при разрешении дела положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривают, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить организацию и вывоз бытовых отходов и мусора на своей территории. Однако указанные нормы не возлагают на указанные органы обязанность по проведению мероприятий по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, находящихся в собственности, аренде или на ином вещном праве у физических и юридических лиц.
В соответствии со статьёй 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции вправе исследовать дополнительные доказательства, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Из представленных стороной административного ответчика документов, принятых судебной коллегией в качестве новых доказательств, усматривается, что несанкционированная свалка мусора находится на земельном участке, общей площадью 46828 кв.м., с кадастровым номером 24:52:0010603:19, категория земель - земли населенных пунктов, для строительства жилья усадебного типа.
Данный земельный участок находится на правах аренды у ОАО "Лесосибирсикй ЛДК" со сроком аренды с "дата" по "дата" на основании договора аренды N, заключенного с Администрацией города Лесосибирска от "дата" (соглашений о внесении изменений в договор аренды от "дата", о продлении договора аренды от "дата").
Согласно п. 4.4.2 и п. 4.4.7 поименованного договора аренды в обязанности арендатора входит - использовать указанный земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, а также не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, выполнять работы по благоустройству территории.
Таким образом, исходя из заключенного договора аренды, системного толкования вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ОАО "Лесосибирсикй ЛДК".
Поскольку истец о привлечении арендатора земельного участка к участию в деле не ходатайствовал и о замене ненадлежащего ответчика не заявлял, заявленный спор подлежит разрешению только по кругу лиц, участвующих в деле.
С учетом установленных обстоятельств решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Министерству в удовлетворении иска, заявленного как к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 03 ноября 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологи Красноярского края к Администрации города Лесосибирска о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов, - отказать.
Председательствующий судья Войта И.В.
Судьи Мирончик И.С.
Полынцев С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.