Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Нязепетровского района Челябинской области от 14 августа 2015 года и решение судьи Нязепетровского районного суда Челябинской области от 12 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Нязепетровского района Челябинской области от 14 августа 2015 года администрация Нязепетровского городского поселения привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Нязепетровского районного суда Челябинской области от 12 октября 2015 года указанное постановление исполняющего обязанности мирового судьи изменено: из которого исключено указание на отсутствие специальных автоматизированных технических средств оповещения и информирования населения (сирены, речевые громкоговорители, уличные табло и т.д.) в населенных пунктах: п. ***. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты от имени администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области, Глава администрации Нязепетровского городского поселения Коростелев А.В. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения,
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в отношении администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 8 УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области от 01 июня 2015 года N8 (л.д. 5-6) инспектором отдела надзорной деятельности N 8 УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области в период с 16 июня 2015 года по 02 июля 2015 года, выявлены нарушения ст. 1, ст. 6, пп. "м, н" п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон от 21.12.1994 года N 68-ФЗ); п.п. 8, 23 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 года N131-Ф3); Приказа МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.09.2006 N8232); Указа Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"; Концепции создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, (принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 N 4); Методических рекомендаций по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций -утвержденные Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, МЧС России в 2013 году.
По факту проверки составлен акт N 8 от 02 июля 2015 года (л.д. 7-
8).
Из акта проверки следует, что администрацией Нязепетровского городского поселения Челябинской области не создана комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) на территориях Нязепровского городского поселения (н.п. ***), подверженных природным пожарам, с использованием программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающая доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и
(или) автоматизированном режимах, а именно: отсутствует (не разработан) план мероприятий по созданию КСЭОН, согласованный с Главным управлением МЧС России по Челябинской области; отсутствует (не разработано) техническое задание на разработку проектной и рабочей документации по созданию КСЭОН, согласованное с МЧС РФ; не разработан и не утвержден проект на создание КСЭОН; не заключен договор с организацией на выполнение работ по созданию (монтажу, пусконаладочных работ) КСЭОН; отсутствует распорядительный документ Главы Администрации о создании приемочной комиссии; не разработан (отсутствует) план работы приемочной комиссии, согласованный с Главным управлением МЧС России по Челябинской области; отсутствует акт приемки КСЭОН; отсутствует паспорт КСЭОН; отсутствует распорядительный документ Главы Администрации о принятии КСЭОН в эксплуатацию.
Также выявлены нарушения ст. 1, ст. 6, пп. "в" п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ; пп.2 ст. 2, пп. 8, 23 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-Ф3; пп.2 ст. 2, пп. 3 п. 2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"; Приказ МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.09.2006 N 8232); СП 134.13330.2012. Свода правил. "Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования"; СПЗЗ.13330.2012 Свод правил. "Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях".
Из акта проверки следует, что администрацией Нязепетровского городского поселения не создана муниципальная (местная) система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: отсутствуют специальные автоматизированные технические средства оповещения и информирования населения (сирены, речевые громкоговорители, уличные табло светового оповещения, светодиодные панели, иные технические средства) в н.п. ***.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Нязепетровского района Челябинской области от 14 августа 2015 года к административной
ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.
Судья Нязепетровского районного суда Челябинской области при рассмотрении жалобы Главы Нязепетровского сельского поселения 12 октября 2015 года, установив, что на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за физическими лицами для обеспечения мер пожарной безопасности на территории поселков ***, этим лицам выделены по акту приема - передачи муниципального имущества сирены ручные для обеспечения звуковой сигнализации и оповещения людей в случае пожара и чрезвычайных ситуаций, пришел к выводу о том, что принятое в отношении администрации Нязепетровского городского поселения судебное решение подлежит изменению в части и исключил из квалификации деяния указания на нарушение, выразившееся в отсутствии специальных автоматизированных технических средств оповещения и информирования населения (сирены, речевые громкоговорители, уличные табло и т.д.) в населенных пунктах: п. ***.
В силу п.п. "м, н" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно: создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.п. 8 23 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указом Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" Правительству Российской Федерации поручено создать до 1 января 2014 года комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В соответствии с Концепцией создания комплексной системы
информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 N 4, создание КСЭОН в составе территориальной подсистемы РСЧС должно включать в себя 3 основных этапа, проводимых в течение 2013 года.
В целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2013 году разработаны и утверждены Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее -Методические рекомендации), которые определяют основные этапы и порядок создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Первый этап создания КСЭОН включает в себя, в том числе, необходимость принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых документов о реализации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по созданию КСЭОН (п. 6.1.1 Методические рекомендации).
Второй этап создания КСЭОН включает в себя проектирование элементов КСЭОН в зонах экстренного оповещения населения, определенных нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; размещение заказов на закупку и поставку специального оборудования, проведение необходимых монтажных и пусконаладочных работ (п. 6.1.2).
На третьем этапе создания КСЭОН определяется, в том числе, порядок организации работ по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения (п. 6.1.3).
Основанием для создания КСЭОН на различных уровнях является распоряжение (постановление) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению (п.6.21).
На основании распоряжения (постановления) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, руководителя потенциально опасного объекта, орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач ГОЧС и ПБ по согласованию с территориальным управлением МЧС России, разрабатывает и представляет установленным порядком на утверждение план мероприятий по созданию КСЭОН (п. 6.2.2).
Непосредственно создание КСЭОН должно включать три основных этапа (п.п. 6.2.3; 6.2.3.1; 6.2.3.2): подготовка к проектированию и проектирование КСЭОН; поставка оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ; приемка и ввод в эксплуатацию КСЭОН.
На первом этапе должно быть разработано техническое задание (далее - ТЗ) на разработку проекта по созданию КСЭОН; определена проектная организация и заключен договор на выполнение проектных работ; проведены проектные работы; осуществлена приемка, экспертиза и утверждение проекта.
ТЗ на создание КСЭОН разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и организацией, осуществляющей эксплуатацию потенциально опасного объекта и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (п. 6.2.3.1)
Согласованное с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации ТЗ утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (местного самоуправления, потенциально опасного объекта) и направляется на согласование в МЧС России в целях обеспечения единой научно-технической политики в области создания КСЭОН.
Проект на создание КСЭОН утверждается соответствующим руководителем (заместителем руководителя) при наличии положительного заключения государственной экспертизы.
На основании утвержденного проекта на создание КСЭОН (реконструкцию системы оповещения) проводятся в соответствии с законодательством торги (тендеры) и заключается договор подряда на выполнение работ на создание системы.
На втором этапе: определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по созданию системы; заключаются договора на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ; осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка; проводятся строительно-монтажные и пусконаладочные работы; генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности КСЭОН к приему в эксплуатацию.
В период проведения работ по созданию КСЭОН территориальным органом МЧС России разрабатывается и совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местного
самоуправления) проводится комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования территориальной или местной системы оповещения.
Основанием для начала приема КСЭОН в эксплуатацию является распоряжение (приказ) руководителя уполномоченного органа исполнительной власти заказчика (руководителя потенциально опасного объекта) о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии, сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.
Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.
На основании приказа о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с территориальным органом МЧС России представляется на утверждение председателю комиссии.
Юридической основой принятия КСЭОН в эксплуатацию является постановление (распоряжение) органа исполнительной власти (руководителя местного самоуправления, потенциально опасного объекта) о принятии КСЭОН в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2014 N 647-П утверждена государственная программа Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" на 2015 - 2020 годы.
Согласно постановлению Правительства Челябинской области от 28.11.2014 N 647-П ответственным исполнителем государственной программы является Министерство экологии Челябинской области (далее именуется ответственный исполнитель). Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, которое является соисполнителем государственной программы, организует реализацию проекта сопряжения систем оповещения населения с единым центром коммутаций (далее именуется - ЕЦК). Мероприятия по созданию, развитию и обеспечению функционирования РАСЦО осуществляются подведомственным Министерству экологии Челябинской области областным государственным казенным учреждением "Центр гражданской обороны и защиты населения Челябинской области" в соответствии с утвержденным техническим заданием. Для координации деятельности муниципальных образований Челябинской области в части реализации мероприятия по созданию базовой инфраструктуры системы
информирования и оповещения в зонах экстренного оповещения населения, где органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области являются соисполнителями, используются следующие меры: предоставление субсидии местным бюджетам в соответствии с включенными в государственную программу условиями предоставления и методикой расчета субсидий местным бюджетам на создание муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (приложение 3 к государственной программе); предоставление муниципальным образованиям Челябинской области типового технического задания на закупку и монтаж оборудования для создания линий и каналов связи между пунктами ЕДДС муниципальных образований Челябинской области, оконечным сигнальным оборудованием и оборудованием систем мониторинга; контроль использования субсидии.
В рамках реализации программы планируется предоставление субсидии из областного бюджета муниципальным образованием на обеспечение создания линий и каналов связи между пунктами ЕДДС, населенных пунктов, входящих в зоны экстренного оповещения населения, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 20 ноября 2013 года N 458-П "О перечне границ зон N 458 - П "О перечне границ зон экстренного оповещения населения в Челябинской области". В этот перечень вошли п. *** (природные пожары), п. ***, железнодорожная станция (природные пожары), п. ***, железнодорожный разъезд (природные пожары).
В соответствии с графиком построения КСЭОН, представленным Правительством Челябинской области в 2016 году Нязепетровскому району выделяется 4 910 тыс. рублей. В порядке софинансирования Нязепетровский район обязан выделить 45% от размера субсидии.
С учетом утвержденного порядка создания КСЭОН, принимая во внимание положения ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ и то обстоятельство, что ряд обязанностей по исполнению государственной программы Челябинской области возложены на ответственного исполнителя Министерство экологии Челябинской области и соисполнителя Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, прихожу к выводу о том, что у администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской области на момент проверки не имелось возможности для соблюдения требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, перечисленных в пункте 1 акта проверки N 8 от 02 июля 2015 года.
В силу требований ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Нязепетровского района Челябинской области от 14 августа 2015 года и решение судьи Нязепетровского районного суда Челябинской области от 12 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Нязепетровского района Челябинской области от 14 августа 2015 года и решение судьи Нязепетровского районного суда Челябинской области от 12 октября 2015 года, вынесенные в отношении администрации Нязепетровского городского поселения Челябинской по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
областного суда
Н.В. Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.