Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аброськиной Е.А. судей Давыдовой Т.И., Галимовой P.M.
при секретаре Трапезниковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 октября 2015 года по иску Коряжкина А.Б. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Челябинской области" о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты военной пенсии за выслугу лет, обязании возобновить выплату военной пенсии.
Заслушав доклад судьи Аброськиной Е.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - Поминова Д.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Коряжкина А.Б., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коряжкин А.Б. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Челябинской области" (далее -Военный комиссариат) о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты военной пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по возобновлению выплаты военной пенсии за выслугу лет с момента приостановления выплаты пенсионной надбавки за выслугу лет к денежному содержанию в органах прокуратуры.
В обоснование исковых требований указал, что в связи с увольнением из Вооруженных Сил РФ в 1994 году и зачислением в запас ему как лицу, проходившему военную службу по контракту, была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. 01 апреля 2009 года он поступил на службу в органы прокуратуры, по этой причине ответчик приостановил ему выплату военной пенсии. По достижении 60 лет с 03 декабря 2014 года ему назначена и выплачивается страховая часть трудовой пенсии по старости. Приказом прокурора от 11 марта 2015 года с 03 декабря 2014 года ему отменена выплата пенсионной надбавки к денежному содержанию в связи с получением страховой части
пенсии, с чем он не согласился и 12 марта 2015 года обратился в Военный комиссариат с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отменой с 03 декабря 2014 года выплаты пенсионной надбавки в прокуратуре. Однако ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие законных оснований. Полагает, что имеет право на выплату пенсии за выслугу лет, поскольку с 03 декабря 2014 года не получает ни военной пенсии за выслугу лет, ни прокурорской надбавки к денежному содержанию за выслугу лет.
Представители ответчика Военного комиссариата возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением суда исковые требования Коряжкина А.Б. удовлетворены. Признан незаконным отказ Военного комиссариата от возобновления выплаты Коряжкину А.Б. военной пенсии за выслугу лет от 17 марта 2015 года. На Военный комиссариат возложена обязанность возобновить выплату Коряжкину А.Б. военной пенсии за выслугу лет начиная с 03 декабря 2014 года.
Определением Центрального районного суда г. Челябинска от 01 декабря 2015 года в указанном решении суда исправлена описка. В мотивировочной части решения абзац 5 изложен в следующей редакции: "Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям".
В апелляционной жалобе Военный комиссариат просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей" и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, прохождение службы в органах прокуратуры является основанием для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. Указывает, что предписания Федерального закона "О прокуратуре РФ" в части пенсионного обеспечения отсылают к закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в целом без каких - либо изъятий из общего правила, закрепленного в ст. 6 указанного закона назначения и выплаты пенсии.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с
неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Коряжкин А.Б. уволен с военной службы с зачислением в запас с 08 мая 1994 года на основании абзаца первого части четвертой статьи 49 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"; с 9 мая 1994 года ему была назначена и выплачивалась пенсия от Министерства обороны РФ за выслугу лет, предусмотренная Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
01 апреля 2009 года Коряжкин А.Б. принят на федеральную государственную службу в органы прокуратуры Челябинской области на основании приказа от 26 марта 2009 года N 176 - к на должность *** (л.д. 7).
С 03 декабря 2914 года Коряжкин А.Б. является получателем страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с ч.б Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года N 166 ? ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", что подтверждается справкой от 16 февраля 2015 года (л.д. 33).
Выплата ежемесячной надбавки в размере 50% от предполагаемой пенсии за выслугу лет прекращена Коряжкину А.В. приказом Прокурора Челябинской области от 11 марта 2015 года N 112 - лс с 03 декабря 2014 года в связи с получением страховой части трудовой пенсии (л.д. 34).
12 марта 2015 года истец обратился в Военный комиссариат с заявлением о возобновлении ему выплаты военной пенсии за выслугу лет от Министерства обороны РФ как лицу, проходившему военную службу (л.д. 36). По результатам рассмотрения обращения Военным комиссариатом в возобновлении выплаты пенсии от Министерства обороны РФ истцу отказано (л.д. 37 - 39).
Удовлетворяя заявленные требования, суд, сославшись на статью 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункты 1 и 3 статьи 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации" указал, что названные нормы допускают в случае поступления на службу в органы прокуратуры лиц, получавших пенсию за выслугу лет, возобновление им выплаты пенсии. Кроме того в подтверждение своих выводов, суд первой инстанции сослался также на правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П.
Однако с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
В силу части второй статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
По смыслу указанной нормы необходимым условием выплаты пенсии является увольнение со службы.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Статья 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" действие Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 распространено на граждан, проходящих службу в прокуратуре.
Так, пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Таким образом, из толкования указанных норм не следует, что обязательным условием для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную или правоохранительную службу является возвращение именно на ту службу, после оставления которой данная пенсия была назначена.
Поскольку действие Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 распространено на граждан, проходивших службу в прокуратуре, поступление лиц, получающих пенсию за выслугу лет, на службу в органы прокуратуры также служит основанием для приостановления им выплаты получаемой пенсии.
Вопреки выводам суда первой инстанции, в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" указано, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении -выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р, принятом по ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П следует, что в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не
связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу, создать условия для их адаптации к гражданской жизни, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи 6, статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам.
Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной
службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р, принятом по ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П также указано, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установилединый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.
Так, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и
старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; при этом к военнослужащим в целях вышеназванного Федерального закона относятся, как следует из его статьи 2, в том числе прокурорские работники.
Исходя из изложенного, вывод суда о том, что лицам, получающим пенсию по линии Министерства Обороны Российской Федерации и работающим в органах прокуратуры, выплата пенсии не приостанавливается является ошибочным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Коряжкина А.Б. в суде апелляционной инстанции о принятии во внимание в качестве преюдициальных обстоятельств, установленных судебными постановлениями по ранее рассмотренному делу по его иску у Военному комиссариату Челябинской области о возложении обязанности по возобновлению выплаты пенсии за выслугу лет, взыскании пенсии за выслугу лет, являются несостоятельными, поскольку по данному гражданскому делу судом первой инстанции при вынесении решения от 12 марта 2014 года (л.д. 14- 16), судом апелляционной инстанции при вынесении апелляционного определения (л.д. 17-22) выяснялись обстоятельства обоснованности отказа истцу в возобновлении выплаты пенсии за иной (с 01 апреля 2009 года по 12 марта 2014 года) период, чем заявлен по настоящему делу (с 03 декабря 2015 года).
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 октября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты военной пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по возобновлению выплаты военной пенсии за выслугу лет с момента приостановления выплаты пенсионной надбавки за выслугу лет к денежному содержанию в органах прокуратуры Коряжкину А.Б.отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.