Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре ... А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Спасск-Дальний о признании недействительными итогов голосования на выборах депутатов Думы Спасского муниципального района на избирательных участках NN N Спасского района и отмене решения территориальной избирательной комиссии Спасского района от ДД.ММ.ГГГГ N 776/120 "О результатах выборов депутатов Думы Спасского муниципального района, назначенных на 13 сентября 2015 года, административному иску регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о признании незаконными решения от 13 сентября 2015 года об итогах голосования по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района на избирательных участках NN N, избирательного объединения "Приморское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" об отмене решения территориальной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Думы Спасского муниципального района по апелляционному представлению прокурора, апелляционной жалобе избирательной комиссии Приморского края, территориальной избирательной комиссии Спасского района, избирательного объединения "Приморское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально- демократической партии России" на решение Спасского районного суда Приморского края от 11 декабря 2015 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., объяснения представителя Избирательной комиссии Приморского края Охотникова Р.А. и представителя территориальной избирательной комиссии Спасского муниципального района Баженовой М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора ... Ф.А., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения представителей Регионального отделения всероссийской политической партии "Родина" в Приморском крае ... Э.А., общественной организации регионального отделения Всероссийской партии "Партия Дела" в Приморском крае ... А.А., участковых избирательных комиссий N ... А.Ю., объяснения представителя регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Приморском крае ... И.А., судебная коллегия
установила:
13 сентября 2015 года состоялись выборы депутатов Думы Спасского муниципального района. Прокурор города Спасск-Дальний, Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и избирательного объединения "Приморское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" обратились в суд с административными исками, в которых прокурор просил признать недействительными итоги голосования на выборах депутатов Думы Спасского муниципального района на избирательных участках NN N Спасского района и отмене решения территориальной избирательной комиссии Спасского района от 17.09.2015 года N 776/120 "О результатах выборов депутатов Думы Спасского муниципального района, назначенных на 13 сентября 2015 года, региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - признать незаконными решения от 13 сентября 2015 года об итогах голосования по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района на избирательных участках NN N, избирательное объединение "Приморское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" просило суд признать недействительными итоги голосования на выборах депутатов Думы Спасского муниципального района на избирательных участках NN N Спасского района и отмене решения территориальной избирательной комиссии Спасского района от 17 сентября 2015 года N 776/120 "О результатах выборов депутатов Думы Спасского муниципального района, назначенных на 13 сентября 2015 года". В обоснование заявленных административных требований истцы сослались на многочисленные нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выявленных на выборах и которые являются существенными, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей, проголосовавших в ходе проведения выборов депутатов Думы Спасского муниципального района. Полагают, что итоги голосования на выборах депутатов Думы Спасского муниципального района 13 сентября 2015 года являются недействительными. При оформлении документации по вине членов избирательной комиссии были искажены цифровые итоги, что привело к искажению итогов выборов. Заявления о голосовании вне помещения не содержат причин обращения, не соответствует число заявлений о голосовании вне помещений числу выданных бюллетеней, избиратель на участке N наряду с досрочным голосованием получил бюллетень в день голосования, данные в протоколах на участках N не соответствует числу избирателей, указанным в списках избирателей, протокол УИК N не подписан членом избирательной комиссии, второй экземпляр протокола УИК N не соответствует данным первого экземпляра, комиссией участка N не указано на рассмотрение поступивших жалобы, в протоколах об итогах голосования имеются исправления, имеются многочисленные нарушения при составлении списка избирателей и его ведении на участках N книги не прошиты и не пронумерованы, отсутствуют подписи членов комиссии; на участках N отсутствуют итоговые сведения; по результатам проверки многочисленных сообщений о подкупе избирателей были возбуждены четыре дела об административных правонарушениях. Данные нарушения не позволяют выявить действительное волеизъявление избирателей в силу своей многочисленности и существенного характера.
В последующем прокурор дополнил требования, указав, что на избирательном участке N отсутствуют первичные документы, на избирательном участке N нарушен порядок ведения реестра заявлений избирателей, выявлено несоответствие данных по выданным бюллетеням, паспортные данные трех избирателей не соответствуют действительности, на избирательном участке N пятьдесят шесть избирателей проголосовали вне помещения без указания причин, на участке N у двух избирателей не соответствуют паспортные данные, два избирателя, не обладающие активным избирательным правом, приняли участие в голосовании, на участке N у двух избирателей не соответствуют паспортные данные, 5 заявлений подано лицами, не указавшими место жительство, на участке N принял участие в голосовании избиратель, не обладающий активным избирательным правом, на участке N у избирателя указан неверно адрес места жительства, на участке N в 11 заявлениях не указаны адреса места жительства избирателей, в двух заявлениях не содержатся полные сведения об избирателях, предоставлена возможность трем избирателям, чье место жительство не соответствует действительности, проголосовать досрочно, на участке N предоставлена возможность 16 избирателям проголосовать досрочно без указания данных о выданных бюллетенях, в 10 заявлениях отсутствует дата и время досрочного голосования.
В судебном заседании прокурор, представитель избирательного объединения "Приморское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" поддержали заявленные требования.
Председатели территориальной избирательной комиссии Спасского района административные исковые требования признали, полагая, что допущенные нарушения на выборах не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Представитель участковых избирательных комиссий возражал против удовлетворения требований, указав, что нарушения, допущенные при досрочном голосовании, являются несущественными, нарушения при составлении документов являются техническими недочетами.
Представители регионального отделения всероссийской партии " ... " в Приморском крае, общественной организации регионального отделения Всероссийской политической партии " ... " в Приморском крае административные исковые требования не признали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился прокурор, Избирательная комиссия Приморского края, территориальная избирательная комиссия Спасского района, избирательного объединения "Приморское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России", в апелляционном представлении, апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда полностью.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела и неправильно применены нормы материального права.
Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, являются нарушения, перечисленные в статье 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Нарушения Федерального закона N 67-ФЗ при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены в соответствии со статьей 89 Избирательного кодекса Приморского края от 22 июля 2003 года N 62-КЗ являются основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что нарушения на избирательных участках не повлияли на итоги голосования.
При этом суд посчитал, что недостатки в оформлении документов участковыми избирательными комиссиями являются несущественными, протоколы об итогах голосования участковых избирательных комиссий административными истцами не оспорены.
Данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неверном толковании норм материального права и являются ошибочными.
Если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, истец ссылается на нарушения законодательства о выборах на избирательных участках, или на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.
Таким образом, проверка законности решений участковых избирательных комиссий осуществляется Спасским районным судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение дела.
Из материалов дела следует, что в период избирательной кампании выборов депутатов Думы Спасского муниципального района, назначенных на 13 сентября 2015 года, с 28 августа 2015 года в отдел полиции поступило 40 жалоб о нарушении порядка агитации, досрочном голосовании и подкупе избирателей. В ходе проверки полицией было установлено, что представители избирательного объединения общественной организации регионального отделения Всероссийской партии " ... " в Приморском крае выдавали и обещали выдать гражданам денежные средства за голосование в пользу указанной партии. По фактам подкупа в пользу общественной организации регионального отделения Всероссийской партии " ... ", Регионального отделения всероссийской политической партии " ... " в Приморском крае и партии "Едина Россия" проведена проверка.
За подкуп избирателей агитаторы Всероссийской партии " ... " были привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.16 КоАП РФ.
Давая оценку судебным актам о привлечении лиц к административной ответственности за подкуп избирателей, суд посчитал, что нарушения не носили массовый характер, в связи с чем не могли послужить поводом к искажению действительной воли избирателей.
Между тем, подкуп приводит к искажению характера выборов, по пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за единый список, где подсчет голосов производится по единому округу, поэтому не имеет значение территория, где выявлен подкуп избирателей за избирательное объединение и количество нарушений, повлиявших на волеизъявление избирателей.
Исходя из принципа осуществления судебного контроля законности организации и проведения выборов, подлежит проверке и оценке нарушения, связанные с организацией процедуры голосования и подсчета голосов, которые влияют на результаты волеизъявления избирателей.
Кроме указанных нарушений, 22 сентября 2015 года неустановленными лицами были похищены списки избирателей и списки лиц, досрочно проголосовавших на выборах глав сельских поселений и выборах депутатов в думу Спасского муниципального района на одиннадцати избирательных участках N
1 октября 2015 года возбуждено уголовное дело по факту внесения недостоверных сведений в списки досрочного голосования избирателей, фальсификации подписей избирателей, учтенных при подсчете голосов.
Решением территориальной избирательной комиссии от 17 сентября 2015 года N 120 (NN 771-775) признаны недействительными итоги голосования участковых избирательных комиссии N
Установлены нарушения и при подведение итогов на участках NN 3605, 3606, 3608, 3614, 3619,3623, 3626, 3628, 3635, 3636, 3637, 3639 и 3640. Решения участковых избирательных комиссий об итогах голосования оформлены протоколами об итогах голосования на соответствующих избирательных участках с нарушением процедуры, предусмотренной статьями 68 и 69 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотренной при выявлении ошибок, несоответствий, неточностей в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц.
При несоблюдении требований о сохранности избирательных документов, проверка судом протоколов участковых избирательных комиссий N без проверки сведений, послужившими основаниями внесения данных в итоговые протоколы, правового значения не имеет.
Исходя из того, что территориальная избирательная комиссия производит суммирование всех данных только действительных протоколов участковых избирательных комиссий, доказательства, на которые сослался суд, не являются допустимыми и не могут подтверждать законность протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования.
Порядок ведения списков избирателей предусмотрен статьей 17 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Данная норма обеспечивает идентификацию граждан в качестве избирателей и исключает участие в выборах или референдуме граждан, не обладающих активным избирательным правом.
Однако участковыми избирательными комиссиями N этот принцип был нарушен, к голосованию допущены как избиратели, не обладающие активным избирательным правом, так и избиратели, данные о которых не соответствуют действительности.
Все вышеназванные нарушения территориальной избирательной комиссией приняты к сведению. Установив допущенные нарушения УИК N и территориальной комиссией не применены правовые последствия, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Выявленные нарушения избирательного законодательства, которые отражены в протоколе территориальной избирательной комиссии, в том числе которые послужили основанием к признанию выборов недействительными на избирательных участках N, никем не оспаривались.
Таким образом, при проведение выборов имело место необеспечение законодательных гарантий подлинности итогов голосования.
Отказывая в удовлетворении административных исков, суд исходил из недоказанности истцами обстоятельств, на которые они ссылались в подтверждение недействительности итогов выборов.
Однако суд не учел, что по данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на избирательную комиссию и доказательства, представляемые в подтверждение законности решения, должны быть допустимыми.
Представитель участковых избирательных комиссий N таких доказательств не представил.
При этом территориальная избирательная комиссия, оценивая выявленные нарушения и признавая административные исковые требования, считает, что они влекут недействительность выборов.
Учитывая, что итоги голосования на избирательных участках по выборам, установленные протоколом об итогах голосования, не позволяют с достоверностью установить действительную волю избирателей, требовании в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 11 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования прокурора, регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и Приморского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России" удовлетворить.
Отменить протокол территориальной избирательной комиссии от 17 сентября 2015 года N 776/120 "О результатах выборов депутатов Думы Спасского муниципального района, назначенных на 13 сентября 2015 года", признать результаты выборов депутатов Думы Спасского муниципального района Приморского края, назначенных на 13 сентября 2015 года, недействительными.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.