Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А. и Цакировой О.В.
при секретаре С.А.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элиста Республики Калмыкия в интересах Боковой С.Т. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения прокурора ИмкеновойД.А., представителя истца Боковой В.Т., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Элиста обратился в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование иска указал, проверкой обращения БоковаВ.В. в интересах Боковой С.Т. установлено, что Бокова С.Т. с ** ** 2015 года состоит в очереди в муниципальном органе (Администрации г. Элисты) как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Бокова С.Т. является ********, страдает ***************. До настоящего времени жилое помещение Боковой С.Т. не предоставлено. Просил обязать ответчика предоставить Боковой С.Т. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее ** кв.м. с учётом права на дополнительную жилую площадь вне очереди.
В судебном заседании прокурор Альмтаева Д.В. исковые требования подержала в полном объёме.
Истец Бокова С.Т. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Лазарев В.А. иск не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований предоставления жилья из государственного жилищного фонда.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2015 г. исковое требование удовлетворено. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Боковой С.Т. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее ** кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на отсутствие правовых оснований предоставления истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Истец Бокова С.Т. не относится к категории лиц, которым предоставляется жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма, перечисленных в Законе РК "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений". Сама Бокова С.Т. в Министерство не обращалась, поэтому спора между ними не имеется. Полагает, что предоставление таким гражданам жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органа местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что Бокова С.Т. является ************* и страдает ******** формам ****** заболеваний. В силу указанного, имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма вне очереди из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее ** кв.м. с учетом дополнительной жилой площади.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального закона.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со статьей 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами.
Подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 17 Федерального закона).
В силу пунктов 1, 3 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Из смысла приведенных положений законов в их взаимосвязи следует, что установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 12 мая 2015 года N185 на Министерство социального развития, труда и занятости возложены полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
С учетом изложенного, довод жалобы об отсутствии правовых оснований предоставления истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия неубедителен.
Постановлениями Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378, от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а также утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь.
Решением N8 Элистинского городского собрания третьего созыва N 12 от 31 августа 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м. на одного гражданина.
Как усматривается из материалов дела, Бокова С.Т. **** по заболеванию, которое входит в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, а также в Перечень заболеваний, дающий инвалидам право на дополнительную жилую площадь. Данное обстоятельство подтверждается и материалами учетного дела БоковойС.Т.
Учитывая изложенное, суд правильно сделал вывод об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности предоставления Боковой С.В. вне очереди по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда.
Действительно, категория инвалидов, к которым относится Бокова С.В., не указана в Законе РК "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений". Однако принимая во внимание, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01 января 2005 года применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, отсутствие правового регулирования приведенной категории граждан, не может влечь нарушение прав Боковой С.В. на предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда.
При наличии гарантированных жилищным законодательством прав инвалидов на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения, само по себе необращение Боковой С.Т. в Министерство не является основанием отмены оспариваемого решения.
Нельзя признать состоятельным довод о предоставлении таким категориям гражданам жилого помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, как относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления.
По смыслу статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Другим категориям граждан предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение определенных категорий граждан жилыми помещениями.
Данных о том, что администрация г. Элисты в установленном законом порядке наделена государственными полномочиями, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.