Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Мележик Л.М., Песковой Ж.А.,
при секретаре Хохловой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Т.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным постановления об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка по апелляционной жалобе Федоровой Т.А. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Федоровой Т.А. - Худаева З.Р., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Федорова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным постановления об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка.
В обоснование требований истец указала, что "дата" обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предварительном согласовании и утверждении схемы земельного участка площадью 957 кв.м, расположенного в "адрес", для ведения огородничества в индивидуальном порядке. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N Федоровой Т.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне Ж-2 и зоне ИТ-1.
Полагая свои права нарушенными, истец (с учетом уточнения и дополнения исковых требований) просила суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N, обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" согласовать схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Федорова Т.А. подала апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, судом неправильно определены значимые для дела обстоятельства, нарушены нормы материального и процессуального права. Суд в решении сослался на положения ст. 34 ЗК РФ, которая на момент обращения истца с заявлением в орган местного самоуправления уже не действовала и не подлежит применению в возникшем споре. Судом к материалам дела приобщен фрагмент карты градостроительного зонирования территории, который оформлен ненадлежащим образом, копия данного документа истцу не была вручена. Автор жалобы полагает, что фрагмент карты градостроительного зонирования не может быть принят в качестве допустимого доказательства, поскольку сведения о территориальных зонах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, истцом представлены кадастровые паспорта на смежные земельные участки, которые находятся рядом с испрашиваемым земельным участком и предоставлены другим лицам под огородничество.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Федоровой Т.А. - Худаев З.Р. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
С учетом приведенных правовых норм орган местного самоуправления вправе отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если формируемый земельный участок, испрашиваемый заявителем, пересекает границы территориальных зон. Данное требование закона (формирование земельного участка в пределах одной территориальной зоны) обусловлено тем, что для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков, входящих в состав зоны). Единообразное использование земельных участков в границах территориальной зоны обеспечивает устойчивое развитие территории и возможность градостроительного планирования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Федорова Т.А. "дата" обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества в индивидуальном порядке. К заявлению были приложены копия документа, удостоверяющего личность, и схема расположения земельного участка площадью 957 кв.м., имеющего условный N, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N истцу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого ею земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах двух территориальных зон - в зоне Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки) и в зоне ИТ-1 (зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта).
Ответчиком в суд первой инстанции представлен фрагмент карты градостроительного зонирования, подписанный председателем комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", из которого видно, что земельный участок частично находится в зоне Ж-2, частично - в зоне ИТ-1, частично - на территории общего пользования.
Указанный фрагмент представляет собой выкопировку с нанесением границ земельного участка, границы территориальных зон указаны в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от "дата" N.
Судебная коллегия критически относится к доводам жалобы о том, что данный документ не может являться допустимым доказательством по делу.
В статье 1 ГрК РФ приводится понятие правил землепользования и застройки, ими является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (статья 8 ГрК РФ).
Карта градостроительного зонирования является составной частью правил землепользования и застройки (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах (части 4-5 статьи 30 ГрК РФ).
Таким образом, карта градостроительного зонирования является официальным документом, утверждаемым органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом, на котором отображены границы территориальных зон и который позволяет определить отнесенность того или иного земельного участка к территориальной зоне.
Поскольку схема расположения земельного участка составлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, орган местного самоуправления правомерно отказал истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии сведений о территориальных зонах в государственном кадастре недвижимости не может влиять на результат рассмотрения спора, поскольку карта градостроительного зонирования размещена на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" и находится в общем доступе.
Вид разрешенного использования других земельных участков, в отношении которых истцом представлены кадастровые паспорта, правового значения не имеет, поскольку указанные участки не являются предметом спора. Ошибочная ссылка суда первой инстанции в решении на положения ст. 34 ЗК РФ не может повлиять на результат рассмотрения спора.
Доводы жалобы о невручении истцу копии фрагмента карты градостроительного зонирования также не влекут отмену решения суда. Истец в судебное заседание не явилась, в судебном заседании принимал участие представитель истца Худаев З.Р., которым имел возможность ознакомиться с фрагментом карты градостроительного зонирования и выразить свою процессуальную позицию по делу.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.